В былине о герое Волхе,
которая дошла до нас в текстах XVIII-XIX веков, все дышит глубокой стариной и
пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой
мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.
По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скочила на
лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шечкова,
Хоботом бьет по белу
стегну,
А втапоры княгиня понос
понесла,
А понос понесла и дитя
родила:
А на небе просветя светел
месяц,
— А в Киеве родился могуч
богатырь.
Итак, Волх родился от
фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному
человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные
деяния, — об этом сразу же узнала природа:
Подрожала сыра земля…
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья
богатырского…
Рыба пошла в морскую
глубину,
Птица полетела высоко в
небеса,
Туры да олени за горы
пошли,
Зайиы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по
ельникам,
Соболи, кунииы по островам.
Звери испугались еще и
потому, что знали: Волх будет великим
охотником и им от него не станет спасения.
Второе после рождения чудо
с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не
было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его в крепки
латы булатные, надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву
руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд». И, наконец, третье чудо,
завершившее формирование богатыря, — это быстрота, с какой Волх овладел науками
— грамотой и волшебными премудростями:
А и первой мудрости учился
-
Обвертываться ясным
соколом,
Ко другой-то мудрости
учился он, Волх,-
Обвертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости
учился Волх -
Обвертываться гнедым туром
-
золотые рога.
Так оправдалось имя,
которое ему дали: Волх, то есть волхв — волшебник, кудесник, колдун. Но также —
и жрец в языческом храме. Нашему Волху от рождения предстало быть великим
воином — недаром он уже младенцем потребовал воинское снаряжение и оружие. В
древние времена — докняжеские — ему была уготована роль вождя племени. Но в
Киевской Руси вождей уже не было, на смену им пришли князья. И вот былина
делает Волха киевским князем: он набирает дружину и во главе ее совершает свои
подвиги. Обратим внимание на его отчество: Всеславьевич. Летопись сохранила имя
полоцкого князя Всеслава Брячиславича: в 60-70-е годы XI века он принимал
деятельное участие в княжеских междоусобицах, и его считали князем-кудесником.
Это о нем говорилось в «Слове о полку Игореве» как о князе, что волком рыскал
ночами по Русской земле, успевал «до петухов» преодолеть расстояние от Киева до
Тмутаракани, перебегая по-волчьи путь солнцу, на момент захватывал киевский
княжеский стол и тут же соскакивал с него «лютым зверем»… Конечно же, Волх
Всеславьевич — персонаж вымышленный, пришедший в историю из древней мифологии.
Но, может быть, перекличка его отчества с именем реального князя, которому
приписывали способности кудесника, и не случайна…
Итак, набрав дружину, Волх
отправляется в поход к чужому царству. В былинах, записанных в XVIII-XIX веках,
оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем,
но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем
место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство
это — враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить
поход индийского царя на Русь.
Самое интересное — в
описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит
никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком»,
охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные; а ради
перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей,
уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым
туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства, а затем превращается
в сокола и, усевшись на окошке, подслушивает разговор царя с царицей; наконец,
оборачивается горностаем, пробирается в царские арсеналы и портит все оружие.
Когда его войско подходит к
городу, перед ним оказывается каменная стена с железными воротами, и тогда Волх
обращает всю дружину в муравьев, и они легко преодолевают препятствие. И лишь в
самом городе дружина, вернув облик добрых молодцев, проявляет свои воинские
способности. После полной победы Волх становится царем. Снова повторим: ничего
исторического — в смысле событийном, летописном — былина о Волхе не заключает.
Ее можно было бы счесть за сказку, если бы не одно очень важное обстоятельство:
сам народ и к ее герою, и к описываемому в ней относился с полным доверием. И в
этом смысле Волх — лицо историческое, он — персонаж народной устной истории.
Образ Волха наглядно свидетельствует, что в Древней Руси сохранялась живая
память о временах языческих, что герои языческих преданий занимали в этой
памяти свое место.
Но они не оставались
такими, какими их создала народная фантазия языческих времен. Волх соединяет в
себе черты героя мифологического и исторического. Заметим, что в нем нет
никаких следов влияния христианского учения. Слияние ранней мифологии и поздней
истории (уже княжеских времен) характерно для народного сознания Древней Руси;
оно проявлялось в самых разных формах. В данном случае — в перенесении
персонажа из языческих времен в эпоху Киевской Руси, в превращении древнего
волхва (племенного вождя) в князя — предводителя дружины.