Савва Сторожевский (Савва
Звенигородский) — преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен
Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде;
Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный
подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель,
прозорливец, «всем грешным прибежище».
Считается одним из «первых»
(по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского. Сразу
несколько круглых дат, связанных с его именем, выпало на 2007 год: 600 лет со
дня преставления (16 декабря по новому стилю), 460-летие канонизации, 355-летие
обретения мощей.
Известно, что большую часть
своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он
был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины
Сергия Радонежского (1392 г.),
стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (несмотря на завещание Сергия
Радонежского в котором он завещал игуменство Никону Радонежскому). Он был
духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского — Евдокии (в монашестве —
Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия
Звенигородского. Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть
игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению
преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва —
Стромынский.
По новым сведениям первое
строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у
Звенигорода было произведено ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и
под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия
Дмитриевича. Также скорее всего (по летописям) в 1395 году (а не в 1399-м)
преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился
полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и
Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство,
которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря
на Сторожи можно отнести к периоду 1396—1398 гг. Именно в разгар строительства
и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва
оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского
Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время
полным ходом идёт строительство каменного храма на Городке в Звенигородском
Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре
(где до сих находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском.
Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а
правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён
молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный
Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 гг. на Городке,
включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в
Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить
преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого
собора.
Преподобный Савва
Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года.
Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по
инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547
года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 января (1
февраля) 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти
же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился с
этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус
Лавры первым в истории Руси.
С монастырём и именем Саввы
связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое — это
спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а
второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни
захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что
Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных
полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки
породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости
паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и
Серафимо-Дивеевской обители.
После Октябрьского
переворота 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты
VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама
обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились
на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который
завещал вернуть их Церкви. Мощи были переданы в Свято-Данилов монастырь, в
августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский
собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и хранятся.
Наиболее известным
источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие,
написанное в XVI в. агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским
(по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время
на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.
Памятник преподобному Савве
открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007
года.