Каждый из нас был ребенком,
и у многих сохранился в памяти страх перед ремнем, который, случалось, гулял по
нашим мягким местам из-за двоек, баловства или иных провинностей. И, конечно
же, сердитые взрослые не вспоминали в эти моменты о Конституции Российской
Федерации, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто
не может быть основанием для его умаления». Еще бы, ведь к нам применялась
старая как мир и одна из самых эффективных мер воспитания — телесные наказания.
Но были времена, когда государство не только не запрещало, но даже поощряло
подобные меры.
До XI века на Руси телесных
наказаний не существовало — так считают некоторые исследователи. Основанием для
подобного умозаключения служит то, что в своде законов того времени — Русской
Правде Ярослава Мудрого — подобные наказания не прописаны. В зависимости от
серьезности преступления в то время присуждались либо денежный выкуп, либо
смерть. В Правде есть даже такие слова: «Если кто кого ударит без княжеского
слова, за ту муку 80 гривен».
И все же, во-первых,
настораживает фраза «ударит без княжеского слова». Выходит, с «княжеским
словом» все-таки можно?! А во-вторых, если наказания не присуждались законом,
это еще не значит, что древний славянин не мог «без протокола» поколотить
какого-нибудь провинившегося собрата или родственника. Ведь и сейчас, когда
телесные наказания запрещены, мы в воспитательных целях нередко хватаемся за
ремень.
А вот уже после XI века
телесные наказания официально входят в русский закон. Дети Ярослава Мудрого
Изяслав, Святослав и Всеволод дополнили Правду отца, включив в нее битье
батогами и кнутами. Некоторые считают, что произошло это благодаря примеру
монголо-татар. Но многие исследователи утверждают: в восточных странах
подобного наказания в то время не было. Зато слова «батог» и «кнут» упоминаются
в русских текстах еще до прихода Орды. К тому же слово «кнут» пришло в русский
язык не с Востока, а из Скандинавии. Скандинавское «кнутр» означает «узел»,
«нарост», «узловатый бич». Так что, возможно, тут правы зарубежные ученые,
считающие, что битье батогами и кнутами — исконно русская мера наказания.
НА ЛБУ НАПИСАНО
С XIII века телесные
наказания все больше внедряются в русский быт и закон. К битью очень часто
начинают добавлять клеймение — нанесение на тело символов раскаленным железом.
В проекте договора Новгорода с немецким городом Готландом 1270 года говорится:
«Вор вещи ценой выше полугривны наказывается розгами и клеймением в щеку». В
еще одном документе — Двинской уставной грамоте 1397 года — постановлено: «А
татя всякого пятнати». Клеймение очень широко и надолго распространилось на
Руси. Так, даже в конце XVIII века при Екатерине II бунтарям ставили на щеку
букву «Б», а ворам порой выжигали на лбу целое слово — «вор». Между прочим,
именно благодаря этому наказанию в обиход вошла фраза «На лбу написано».
НЕ ЛУЧШЕ ИНКВИЗИЦИИ
Чем дальше, тем суровее
становились русские законы. Вообще, как таковых телесных наказаний в России
было мало, зато в изобилии применялись казни и пытки (как правило, последние
оканчивались смертью). Не отставая от европейской инквизиции, в средневековой
России в обиход вводили растягивание на дыбе, колесование, отсечение
конечностей, вырывание языка, ослепление, выдавливание глаз и многое-многое
другое. Причем для каждого способа казни существовали специальные хитроумные
приспособления. Если же провинность оказывалась незначительной, или совершивший
преступление человек считался слишком знатным, то применялись все те же батоги,
кнуты и розги. А попасть под кнут можно было даже за неосторожно брошенное
слово. Чего стоит только так называемое «Слово и дело государево» (система
политического сыска в России XVII — XVIII веков). По этому закону преступлением
считалась любая фраза, истолкованная как оскорбление его величества. Причем
пострадать могли не только те, кто произнес хулу на государя, но и те, кто не
донес на хулителя. Сохранилась история о том, как драгун Евтюшка обмолвился об
отце Петра I: «Был бы здоров государь царь великий, князь Алексей Михайлович,
да я, Евтюшка». На драгуна тут же донесли, и он был жестоко избит батогами за
то, что посмел приравнять себя к царю. И, похоже, еще легко отделался.
При правлении Петра I
«Слово и дело государево» получило такой размах, что россияне стали бояться
разговаривать, опасаясь, что их слова будут неправильно истолкованы и они
угодят под царские плети. Во дворец при этом один за другим сыпались доносы: на
сослуживцев, соседей, друзей, родственников. В итоге самому Петру пришлось
пойти на уступки и четко определить, что является хулой на государя, а что нет.
Этот закон просуществовал до Екатерины II, которая его и упразднила.
Императрица, наоборот, стала наказывать тех, кто употреблял даже само выражение
«Слово и дело».
СКВОЗЬ СТРОЙ
Однажды Петр I, скорее
всего подражая Западу, решил, что избиение кнутом позорно, в особенности для
солдата. А потому в армии было введено иное средство наказания — шпицрутенами,
или, как его еще часто называли, прохождение «сквозь строй». Строй солдат
вооружался длинными гибкими прутьями (шпицрутенами), и, когда сквозь него вели
приговоренного, каждый обязан был в полную силу нанести ему удар. Иногда это
наказание приравнивалось к смертной казни, так как трибунал мог присудить до 12
тысяч ударов, тогда как даже взрослый крепкий мужчина не всегда мог пережить и
четыре тысячи. Обычно же нарушитель получал от 250 до 500 ударов. В воинском
уставе этот вид наказания появился в 1716 году, хотя сохранились сведения, что
неофициально его применяли и ранее.
А вот еще одно наказание,
введенное Петром I, — с 1714 года самым отъявленным российским алкоголикам
стали вещать на шею орден «За пьянство». Это была 17-фунтовая пластина (6,8
килограмма) на цепи, которую в полицейском участке крепили металлическим
обручем к шее наказанного. Такую «награду» любитель алкогольных напитков должен
был носить в течение недели.
У ПОЗОРНОГО СТОЛБА
Одним из самых
распространенных наказаний за мелкие преступления в средневековой Европе был
позорный столб или колодки. Столб, как правило, размещали в самых людных
местах. Причем женщин часто ставили там в обнаженном виде, что к физическим
страданиям добавляло нравственные. Европейские граждане любили собираться в
этих местах, чтобы побросать в несчастных тухлыми овощами и фруктами, грязью,
дохлыми крысами, плюнуть в лицо. Правда, стража запрещала кидать камни, ведь
это было наказание, а не казнь.
В России столбы и колодки
не особенно прижились, хотя иногда все же применялись. Вспомним гоголевского
«Тараса Бульбу», где описываются порядки в Запорожской Сечи: «Если казак
проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему
казачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле
него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким
образом не забивали его до смерти». В общем, даже подобная мера на Руси
частенько обращалась в казнь.
ДОЛОЙ ПОБОИ И ПЫТКИ!
В XVIII веке просвещенные
люди стали все чаще высказываться против таких варварских методов наказания.
Первые послабления в России случились при Екатерине II. В 1785 году она решила
оградить от телесных наказаний и пыток дворян, духовенство, почетных граждан,
купцов первой и второй гильдий, а также членов их семей. Остальных же закон
карал как и прежде. В Европе, между тем, начали вообще отказываться от подобных
мер правосудия. В 1791 году телесные наказания отменил первый
послереволюционный французский Уголовный кодекс. Вскоре примеру Франции
последовали и другие государства. В России же суровые законы просуществовали
еще очень долго. Только в 1863 году — спустя два года после отмены крепостного
права — российское законодательство решило отменить все особо жестокие
наказания. В 1864 году от побоев избавили учащихся средних учебных заведений. В
1893 году перестали наказывать физически женщин. Полностью же российское
правосудие отказалось от телесных наказаний лишь в 1904 году.
|