История Хазарии коротка – немногим более
трех веков. В середине VII века н. э., когда Русь еще не была единым
государством, а представляла из себя совокупность независимых земель и
городов (Гардарику), на обломках Тюркского каганата в Нижнем Поволжье и
восточной части Северного Кавказа возник Хазарский каганат,
просуществовавший до середины X века.
Хазары, потомки древнейшего
индоевропейского населения Западной Евразии, представляющего тюркскую и
частично финно-угорскую ветвь, до III века обитали в низовьях Терека. В
III веке они отвоевали у сарматов берега Каспия (Терская и Волжская
Хазарии). Постепенно, в результате многочисленных завоеваний Хазария
превратилась в одну из могущественнейших и гигантских держав. Под ее
контролем оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Волжский –
"Из Варяг в греки" и "Великий шелковый" – из Азии в Европу. В годы
расцвета, в начале VIII века, территория Хазарского каганата
простиралась от Черного до Каспийского моря. Их владения включали
Северный Кавказ, Приазовье, большую часть Крыма, южное Поднепровье.
Долгие десятилетия хазары воевали с арабами за закавказские земли.
Вытесненный оттуда арабами, каганат переместился на Нижнюю Волгу.
Кардинальные
политические изменения произошли в Хазарии в результате бегства туда
значительного числа иудеев из Сасанидского Ирана и позднее – из
Византии. Неожиданно в почти полностью языческом каганате влияние вновь
появившихся пришельцев возобладало настолько, что в первой половине VIII
века некий знатный вельможа Булан сумел навязать верховной хазарской
знати иудейскую веру. Его потомок – богатый и знатный иудей Обадий,
совершив в самом начале IX века захват власти, превратил кагана (царя)
хазар в послушную марионетку.
Хазары, подверженные древнему
сакральному культу кагана, верили в его божественное происхождение. Но
при этом и все свои бедствия – военные поражения, засуху, голод и т. д. –
они связывали с ослаблением его духовной мощи.
После иудейского
переворота, совершенного Обадием, каган оказался в полном затворничестве
под наблюдением бека и его ближайшего окружения.
С Обадия пошли 13
хазарских каганов-иудеев династии Ашинов, но иудаизм не стал
государственной религией Хазарского каганата. Основная масса племен,
населяющих каганат, по-прежнему исповедовала язычество, а также частично
ислам и христианство. Каган, бек и знать устоями ортодоксального
иудаизма были напрочь отделены от основной массы населения страны.
Реформы
Обадия способствовали резкому возрастанию еврейской диаспоры каганата
за счет притока мигрантов из Византии и всего Средиземноморья и… ее
усугубляющемуся отчуждению от коренных этносов. Право занимать
государственные посты могли лишь мужчины, рожденные от матерей-евреек.
Правящая
верхушка каганата, состоявшая из нескольких тысяч человек, держала в
тайне свою приверженность иудаизму. С этого времени... наступила эпоха
посреднической торговли и паразитического обогащения правящей верхушки.
Новое правительство справедливо не верило своему народу и держалось на
копьях мусульманской гвардии. Иудейская элита проживала в городах
Хазарии в роскоши и достатке, под охраной хорошо вооруженной стражи из
12 тысяч наемников – мусульман (арсиев). Хазарам же – язычникам –
вменялось пасти скот, но главное – воевать, выбивать дань из покоренных
народов, пригонять рабов. Естественно, такое положение вещей не раз
вызывало у них протест, нередко приводивший к восстаниям. В начале IX
века в Хазарии вспыхнуло всеобщее восстание против господствующей
иудейской верхушки.
После его немыслимого по жестокости подавления (с
повстанцев сдирали кожу, заливали глотки расплавленной смолой и т. д.)
правящая элита уже не скрывала своих верований…
В руках иудейской элиты сосредоточились важнейшие рычаги управления.
Войска,
должностные посты, решение важнейших государственных проблем, включая
замену верховного правителя, но главное – финансы, контроль за
торговлей, налогами, данью. Хазары брали с проходивших по Волге
караванов 1/10 стоимости товара. Хазарский царь Иосиф писал Хасадаи ибн
Шафруту, министру при дворе Омейядского халифа Испании Абдаррахмана III:
"Я живу у входа в реку и не пускаю руссов". На Дону для контроля за
купцами также стояли крепости, главной из которых был Саркел. На Каспии
те же функции выполнял Семендер. В таманских и крымских городах торговля
находилась под неусыпным наблюдением хазарских "тудунов" (смотрителей).
Колоссальной
статьей доходов каганата на протяжении всей его истории оставалась
работорговля. Регулярные набеги на соседние земли (преимущественно
славянские) давали хазарам большое количество рабов, которых продавали
по всему миру. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима
ибн Якуба, евреи добывали из славянских стран не только воск, меха и
лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также
юношей, девушек и детей.
Именно тогда в европейских языках
(английском, французском и немецком) слово "славянин" стало синонимом
слова "раб". Племена полян, северян, радимичей, вятичей, попадая после
многочисленных войн под власть хазар, облагались данью. Именно при сборе
дани для Хазарии в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и
муж Ольги. Кроме собственно дани, покоренные князья славянских земель
Юга Руси выставляли по первому требованию хазарских правителей войско
для участия в войнах в любой точке Евразии. Войны в интересах иудейской
верхушки Хазарии. Фактически землю Южной Руси попали в хазарскую кабалу.
Захват
новых сфер влияния, рабов Хазария вела частые войны. Но для войн
использовались наемные армии различных народов. Хазарские купцы покупали
только победы. Если воины терпели поражения, их казнили.
Благодаря
сложившимся условиям в IХ–Х веках на базе Хазарского каганата был создан
мощнейший международный синдикат, сосредоточивший в своих руках
значительную часть всей международной торговли и оказавший колоссальное
воздействие на всю мировую политику. Под финансовым влиянием хазарских
иудеев оказались французские императоры династии Каролингов, испанские
Омейяды, династия Саманидов в Центральной Азии, арабские халифы и пр.
Разумеется, у финансового благоденствия каганата появилась ущербная
черта. В стране не осталось ничего национального: крепости строили
византийцы, товары и продукты и даже оружие поступали в виде дани с
подвластных народов.
Поход Святослава
Славянские племена и
уже возникшее тогда Киевское княжество сопротивлялась каганату. Вся
первая половина десятого века была наполнена столкновениями и
конфликтами Хазарии и Руси. В 939 г. Киевский князь предпринял крупный
военный поход против Хазарии. Ему удалось захватить город Самкерц (ныне
Тамань) на берегу Керченского пролива. В ответ Хазария наняла крупной
мусульманское войско, которое повел на Русь известный еврейский
полководец «достопочтенный Песах». Песах освободил Самкерц, огнем и
мечем прошел по Крыму и Южной Руси, дошел до Киева и обложил Киевское
княжество данью.
Хазария, постепенно, интригами, заговорами и войной
продвигала свое влияние на север Руси. Каганат стал главным и самым
опасным врагом Руси, угрожавшим самому физическому существованию ее
народа.
Поход Святослава, тогда еще молодого, но энергичного и
талантливого полководца, начался летом 964 года. Святослав не пошёл
напрямую от Киева к Волге. Ибо на пути лежали контролируемые Хазарией
земли и племена. Здесь была очень велика вероятность встречи с наёмными
Хазарскими войсками. Кроме того, в этом случае намерения Святослава
стали бы очевидны для Хазарии заранее и они бы успели подготовить для
встречи достаточно многочисленную армию из подконтрольных племен и
наемников.
Святослав пошёл в обход. Русы поднялись по Днепру до его
верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав дошел,
вернее доплыл, до столицы Хазарии – Итиля. Появление Святослава было
неожиданно для иудейской верхушки Хазарии.
Тот факт, что войско
Святослава безпрепятственно и неожиданно для врага достигло Итиля по
Волге на ладьях, позволяет сделать однозначный вывод о том, что это
войско было весьма немногочисленно. Технические и ресурсные возможности
того времени не позволяли перемещать по рекам на ладьях большие армии.
Данную военную операцию можно сравнить с ударом спецназа по штабу
вражеской армии. И блестящая гениальность этого удара заключается в том,
что этот удар принес победу не только над армией врага, но и победу в
войне в целом, и тотальный разгром противника.
Столица Хазарии
располагалась на огромном острове (19 км. в ширину), который
образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба
(с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой как и
сама Волга. Большая часть хазар-аборигенов при высадке русского войска
убежала в дельту Волги. Дельта Волги была в те времена раза в три
больше, чем сегодня. Она была естественной крепостью: в лабиринте
протоков мог разобраться только местный житель. Летом тучи комаров,
появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Острова дельты
были покрыты бэровскими буграми – огромными холмами высотой с
четырехэтажный дом. Эти бугры и протоки и дали убежище настоящим
хазарам.
В ином положении оказалось еврейское население. Изучать
волжские протоки еврейским купцами и их родственникам смысла не было:
они для того и создавали свою монополию внешней торговли и
ростовщичества, чтобы жить в комфорте города. Евреи были чужды коренному
населению – хазарам, которых они эксплуатировали и угнетали.
Соответственно, хазары своих правителей – «элиту» тоже не любили и
спасать не собирались.
Бежать евреям было некуда. Поэтому во главе
войска, основную часть которого составляла наемная мусульманская
гвардия, навстречу Святославу вышел сам каган Иосиф. Он показывался
своим подданным лишь в исключительных случаях. Случай был именно такой.
Мусульманская
гвардия в Хазарии была (некий аналог росиянского ОМОНа) создана не для
войн, а использовалась как внутренние войска для подавления
хазар-аборигенов. В войнах иудейская верхушка Хазарии использовала
наемные армии и армии состоящие из покоренных народов (никому не
напоминает РККА?!). При столкновении с войском Святослава эта гвардия и
собственно еврейское ополчение было вырублено почти под корень. Равнина
под стенами Итиля была усеяна трупами и ранеными. Каган Иосиф в плотном
кольце конной гвардии бросился на прорыв. Потеряв большую часть
гвардейцев, он спасся от погони в степи под покровом ночи. Части евреев –
жителей Итиля под прикрытием битвы также удалось уйти на Терек – в
современный Дагестан. Но только незначительной части. Большая часть
евреев надеялась на кагана и его гвардию, поэтому осталась в городе и
была тотально вырезана войском Святослава. Дружина князя взяла в Итиле
огромные трофеи.
Данная битва и грандиозная по своим последствиям победа была одержана предположительно в начале июля 964 года.
Фактически
в этот день Хазария была разгромлена. Бежавшая иудейская элита даже не
пыталась организовать мероприятия по отражению агрессии русов – нанять
войска, договориться с союзниками… Она (административно-торговая элита)
занималась лишь эвакуацией капиталов и своих семей в спокойные страны.
Продолжая поход Святослав пришел на Терек. Там стоял второй большой
хазарский город – Семендер. Святослав разгромил его и забрав у населения
лошадей, волов и телеги двинулся через Дон на Русь уже по суху. Уже
возвращаясь Святослав взял и уничтожил еще одну Хазарскую крепость на
Дону – Саркел, гарнизон которой состоял из наемных кочевников. Крепость
была разрушена, город переименован в Белую Вежу.
Значение Разгрома Хазарии для Русского народа
Главным
достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе
независимость. Свободу от дани, свободу от дани войском для Хазарских
походов. Конец работорговли в регионе и набегов на Русские земли с целью
захвата рабов, поставившие под вопрос выживание русского народа.
Хазарский каганат был сокрушен. Конец Хазарии означал объединение в
едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских
племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли
булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в
центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу
проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе
свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились,
благодаря устранению посредников Хазарии.
Сокрушение Хазарии, верхи
которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и
окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения -
порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало
сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения - духовного, которое могло
погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов
Восточной Европы.
Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как
сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время
приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Победа князя
Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами
Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому
князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую
Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги.
Русские летописи
и былины помнят о хазарах, о борьбе с ними, об их последующей судьбе.
Хазарские воины были в составе дружин князей Игоря и Мстислава. Русские
летописи вспоминают о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП вв. Но если после
разгрома Хазарии и восточные и западные источники отождествляют хазар с
иудеями, то русские летописи и былины этого не делают. В русских былинах
есть два образа - Козарина и Жидовина. Первый наряду с русскими
богатырями воюет против врагов Руси. Со вторым сражается Илья Муромец. В
былинах и духовных песнях в народе сохранилась память о борьбе с "царем
иудейским" и "силой жидовскою". То есть русский народ видел разницу
между простыми хазарами и правителями Хазарского каганата. Истинных
хазарских памятников до сих пор не обнаружено.
Киевская Русь
оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского
каганата. Почти полутора столетняя освободительная война восточных
славян против хазарского каганата была завершена походом князя
Святослава. Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и
разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на
Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и
торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического
существования. Хазарское царство исчезло как дым сразу же после
ликвидации основного условия его существования: военного превосходства
над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание
важнейшими торговыми путями между Азией и Европой.
Материал подготовлен на основе работ Гумилева, Артамонова, Макарова.
|