Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат
идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще
в соглашении с королем Казимиром - ибо король и направил его против великого
князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у
Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя
Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а
других - по берегу.
Царь Ахмат, услышав, что
князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле,
обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные
проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и
брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и
заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к
церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и
защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим
митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим
дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом ростовским
Вассианом, и со своими боярами - ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве.
И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное
христианство против басурман.
Князь великий послушался их
мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим
числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в Москве мать
его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и архиепископ Вассиан, и троицкий
игумен Паисий просили великого князя пожаловать его братьев. Князь же принял их
просьбу и повелел своей матери, великой княгине, послать за ними, пообещав
пожаловать их. Княгиня же послала к ним, веля им прямо отправиться к великому
князю поскорее на помощь.
Царь же со всеми татарами
пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у
Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к
нему и сил своих не послал - были у него свои междоусобия, воевал тогда
Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому
князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.
И пришли татары, начали
стрелять, а наши - в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие
- на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих
стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили
их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока
станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с
обеих сторон - одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в
Кременец - князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью.
Когда же река стала, тогда
князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею,
и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления
татар - чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве
в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни
от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и
воздыханиями Спасу-вседержителю и господу богу нашему Иисусу Христу и пречистой
его матери, преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо
пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что
русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.
А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец.
Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к
Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на
самом деле слушая злых людей-сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей
христианских и угодников басурманских, которые говорят: "Беги, не можешь с
ними стать на бой". Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в
змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от
других бежали, и никто никого не преследовал.
Царь же бежал в Орду, и
пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил. Один только
царевич хотел захватить окраинные земли за рекой Окой, князь же великий послал
братьев своих, двух Андреев, услышали это татары и побежали. И так избавил бог
и пречистая Русскую землю от нехристей. Был же тогда холод и великие морозы.
Царь побежал 11 ноября.
В 6989 (1481) году пришел
князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу богу и пречистой Богородице,
говоря: "Не ангел, не человек спас нас, но сам господь спас нас по
молитвам пречистой и всех святых. Аминь".
Тогда же князь великий и
братью свою пожаловал, включил их в договор, князя Андрея и князя Бориса, и
князю Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и, скрепив этот
договор крестным целованием, они разошлись.
В ту же зиму вернулась
великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя
никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало хуже, чем от
татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздав же им, господи,
по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им. Были же и жены
их там, ибо возлюбили они больше жен, нежели православную христианскую веру и
святые церкви, где просвяти лись и начали жизнь в купели святого крещения, и
согласились они предать христианство, ибо ослепила их злоба. Но премилостивый
бог не презрел тех, кто был создан его рукой, не презрел слез христианских,
помиловал их по своему милосердию и молитвам пречистой матери и всех святых.
Аминь.
Это мы писали не для того,
чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря:
"Мы своим оружием избавили Русскую землю", но воздадут славу богу и
пречистой его матери Богородице, ибо он нас спас, и отринут это безумие, и
творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства
против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от бога милость и похвалу, а
в том мире венчаться нетленными венцами бога-вседержителя и обрести царство
небесное. Да получим и мы, грешные, это царство по молитвам Богородицы. Аминь.
О храбрые, мужественные
сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от
неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления
домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как
пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы,
и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа
и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили,
и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и
бездомные, и много плача и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые
за отсутствие мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами,
и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои
погубили и завидуют тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим
странам бездомными. Ей-богу, видел я своими грешными очами великих государей,
бежавших от турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у бога
просящих, как избавления от такой беды. И пощади, господи, нас, православных
христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.
Памятники литературы
Древней Руси. Вторая половина XV века.