Известно, что при Петре I
создавались многие символы российской государственности, в разработке некоторых
из них император принимал личное участие.
Большое значение придавал
он воинским знаменам и корабельным флагам. Сохранилось множество рисунков
флотских флагов, выполненных лично Петром. Среди них 50 рисунков корабельных
флагов и вымпелов, 20 галерных флагов, 70 сигнальных. Примечательно, что каждый
рисунок флага как бы развивал предыдущий и всегда соответствовал тогдашней
структуре Военно-морского флота России. Первые рисунки были созданы государем в
1690 году, последний датирован 5 августа 1724 года. За пять месяцев до кончины
Петр I сочинил и собственноручно начертил проектный рисунок для полувоенных
судов - пакетботов. Причем у военных судов он позаимствовал Андреевский косой
крест, а у гражданских - почтовый рожок. Этот рисунок был обнаружен Н. Н.
Семеновичем в Центральном военно-морском архиве в 1946 году.
В "Атласе",
изданном французом Кассини в 1693 году, среди флагов государств мира приведено
изображение "флага царя Московского". Этот штандарт выглядел так: на
трехполосном бело-сине-красном полотнище изображен золотой двуглавый орел под
большой короной без нагрудного щита. С "Атласом" Кассини нам удалось
познакомиться в библиотеке Национального музея в Лондоне.
"Флаг царя Московского" в экспозиции
Центрального военно-морского музея (на первом плане).
В год выхода этого атласа
Петр I в память о посещении Архангельска подарил "флаг царя
Московского" архиепископу архангельскому Афанасию. В 1910 году в России
учредили "Особое Совещание для выяснения вопроса о русских государственных
национальных цветах". Тогда-то и решено было, что штандарт, хранящийся в
Архангельске как государственная реликвия, следует перевезти в Санкт-Петербург
и передать на хранение в Морской музей имени Петра Великого (Центральный
военно-морской музей). В этом музее флаг хранится и сейчас.
Мы считаем, что существует
еще один штандарт, принадлежавший Петру I. Но он, к сожалению, находится за
пределами России. История его такова.
Известный знаток русских
флагов капитан-лейтенант П. И. Белавенец в 1911 году был командирован в
Стокгольм для осмотра трофейных знамен, захваченных шведами в разных войнах. В
усыпальнице шведских королей - Риддарсхольмской кирхе он осмотрел 352 трофейных
русских знамени. Из этого числа, по мнению П. И. Белавенца, 186 знамен было
захвачено в битве под Нарвой. Многие знамена сильно повреждены временем. К
счастью, сохранились их акварельные рисунки, выполненные в начале XVIII века
художником Олафом Гофманом.
Когда мы знакомились с
опубликованными П. И. Белавенцем результатами шведской командировки, то
обратили внимание на знамя, зарегистрированное шведами под № 136 и названное
ими "провинциальным", то есть принадлежавшим, по их мнению, одной из
российских провинций. Это было единственное знамя с трехполосным полотнищем. В
центре на фоне бело-сине-красных полос изображен золотой двуглавый орел с
поднятыми крыльями, без грудного щита под тремя коронами, держащий в лапах
скипетр и державу. Под орлом на красной полосе изображены военные атрибуты:
шесть знамен, протазан, алебарда, шесть пик, ствол пушки, дульные срезы двух
мортир и восемь ядер. По описанию штандарт очень напоминает "знамя
морское", заказанное Петром I Московской Оружейной палате в 1700 году. Мы
склонны предполагать, что это знамя Петр использовал в походе на Нарву в
качестве своего сухопутного штандарта. Естественно возникает вопрос: как
царское знамя попало к шведам, если Петр I скрытно покинул войско в канун
сражения и личного его знамени в войсках не должно быть? Чтобы понять это,
следует вернуться к событиям, имевшим место накануне сражения под Нарвой.
Русские войска, осаждавшие
Нарву, насчитывали 35 тысяч солдат и 173 орудия, а шведский гарнизон состоял из
двух тысяч человек, при которых было 400 орудий. Но вскоре стало известно, что
на помощь осажденному городу идет первоклассное войско, насчитывающее 325 тысяч
солдат и 370 орудий. Узнав о приближении столь мощной силы, царь вместе с
фельдмаршалом И. М. Головиным срочно отправился в Новгород за подкреплением.
Рассчитывая на скорое возвращение, Петр I оставил свое знамя в ставке. Он, вероятно,
следовал флотской традиции, согласно которой флагман, покидая корабль на
короткое время, не спускал на нем своего стеньгового адмиральского флага.
Шведы знали, что Петр не
участвовал в сражении, поэтому царское знамя приняли за неизвестное им знамя
какой-то русской провинции, ведь цвета его были цветами русского флота.
Трехполосное знамя хранится в Стокгольме в
усыпальнице шведских королей. По мнению авторов статьи, оно принадлежало
Петру I.
В пользу того, что
"провинциальное" знамя - штандарт русского царя, говорят многие
обстоятельства. Его рисунок и размеры соответствуют рисунку и размерам знамени,
построенному по личному указу Петра I в апреле 1700 года. Хорошая сохранность
"провинциального" знамени доказывает его короткую службу. До
нарвского похода оно хранилось в Оружейной палате и находилось "в
строю" очень недолго. Размер этого знамени - 6 метров - почти в полтора
раза превосходит другие знамена, чем подчеркивалась его особая значимость.
Таким образом, мы считаем,
что знамя, захваченное шведами под Нарвой при поражении русских войск и
числящееся в шведском каталоге под № 136, является сухопутным штандартом Петра
I - "знаменем царя Московского".
Не исключено, что в
создании рисунка штандарта принимал участие сам Петр I.
В. МИЛАНОВ, заслуженный работник культуры Российской Федерации,
Н.
СЕМЕНОВИЧ, заслуженный работник культуры Российской Федерации.