Словосочетание "план
ГОЭЛРО" известно в России каждому со школьных лет, но не все помнят, что
именно оно означает. И если расшифровку аббревиатуры некоторые хоть с трудом,
но вспоминают (Государственный план электрификации России), то о сути его имеют
весьма относительные и противоречивые представления, прямо зависящие от того, в
какие годы они были приобретены. Дело в том, что преподносившаяся нам
информация об этом плане всегда основывалась на мифах - тех или иных.
По одной группе версий,
возникших еще в 30-х годах минувшего столетия, патриархальная Россия вообще не
имела собственной энергетической базы, план ГОЭЛРО - детище исключительно
Октябрьской революции и лично В. И. Ленина, а одним из главных идеологов
электрификации России был И. В. Сталин. Другие версии, родившиеся на 60 лет
позже, утверждали, что роль В. И. Ленина и большевиков в разработке и
реализации плана ГОЭЛРО ничтожна, что сам план не рожден отечественной
научно-технической мыслью, а представляет собой кальку с зарубежных разработок,
что выполнен он в итоге не был, а то, что все-таки сделано в рамках его
реализации, удалось исключительно благодаря иноземной помощи и т. д. Любопытно,
кстати, что и те и другие мифы либо замалчивали, либо вопреки всяким фактам вообще
отрицали роль промышленного потенциала дореволюционной России и ее национальной
электротехнической школы.
Однако рано или поздно на
смену мифам приходят знания и истина. На самом деле идея разработки плана
ГОЭЛРО, его концепция, программа и конкретные характеристики восходят к уровню
и обстоятельствам развития и энергетики России, и вообще всей ее промышленности
на рубеже XIX-XX веков.
Россия, как известно,
вступила на капиталистический путь позже ряда стран Западной Европы и США и
значительно отставала от них по многим важнейшим характеристикам. Обладая,
например, огромными природными богатствами, она добывала во много раз меньше
полезных ископаемых - угля, железной руды и даже нефти, чем США, выплавляла
гораздо меньше чугуна и стали. Но темпы промышленного развития России были
более высокими, чем на Западе: за одно только последнее десятилетие XIX века ее
промышленное производство выросло вдвое, а в тяжелой промышленности - почти
втрое. Но несмотря на это, а также на дешевый рынок рабочей силы и мощный
приток иноземного промышленного капитала, Россия даже в 1913 году продолжала
отставать от ведущих стран мира.
Примерно таким же, как в
промышленности, было и положение в электроэнергетике. В том же 1913 году в
России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт.ч, тогда как в США - 236
кВт.ч. Но если по количественным характеристикам дело обстояло именно так, то
по качественным мы нисколько не уступали передовым зарубежным странам.
Уровень оснащенности
российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным и росли
одновременно с ними. Интенсивное развитие российской электроэнерге тики в
начале ХХ века определялось появлением, а затем и внедрением в промышленность электропривода,
зарождением электрического транспорта, ростом электрического освещения в
городах.
Однако все строившиеся в
России электростанции - в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т.д.
имели ограниченное (от одного до нескольких десятков) число потребителей и
энергетически связаны между собой не были. Мало того: значения величин их тока
и частот имели колоссальный разброс, поскольку никакой единой системы при
разработке этих станций не существовало.
Между тем отечественная
электротехническая школа считалась одной из лучших в мире. Деятельность ее
координировалась VI (электротехническим) отделом Русского технического
общества, а также всероссийскими электротехническими съездами, которых с 1900
по 1913 год состоялось целых семь. На этих съездах рассматривались как
технические, так и сугубо стратегические проблемы. В частности, вопрос о том,
где лучше строить тепловые электростанции: непосредственно в промышленных
регионах - с тем, чтобы подвозить к ним топливо, или, напротив, - в месте
добычи этого топлива, чтобы затем передавать электроэнергию по линиям
электропередач. Большинство российских ученых и инженеров -электротехников
склонялись ко второму варианту - главным образом потому, что в центральной
России имелись крупнейшие запасы бурых углей и особенно торфа, для перевозки
непригодного и в качестве топлива практически не применявшегося.
Опыт по созданию таких
районных станций, работавших на местном, а не на привезенном издалека топливе и
обеспечивавших электроэнергией крупный промышленный регион, был впервые
реализован под Москвой в 1914 году. Близ Богородска (впоследствии г. Ногинск)
соорудили торфяную электростанцию "Электропередача", энергия от
которой передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжением
70 кВ. Кроме того, впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею
стала работавшая в Москве с 1897 года электростанция на Раушской набережной
(ныне 1-я МОГЭС). В 1915 году на совещании по проблемам использования
подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции
"Электропередача" Г. М. Кржижановский. В его докладе уже содержались
все те главные принципы энергостроительства, которые через пять лет стали
основой будущего плана ГОЭЛРО.
По мере роста
энергостроительства в России специалисты все больше убеждались в том, что
стране нужна единая общегосударственная программа, которая увязала бы развитие
промышленности в регионах с развитием энергетическ ой базы, а также с
электрификацией транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. На
электротехнических съездах неоднократно принимались резолюции о государственном
значении электроснабжения, о необходимости сооружения крупных электростанций
вблизи топливных месторождений и в бассейнах рек и связывании этих станций
между собой при помощи развитой сети электропередач.
Нельзя, однако, сказать,
чтобы российские государственные власти хоть как-то реагировали на эти
резолюции, тогда как у местной общественности энергостроитель ство вызывало
порой весьма своеобразные реакции. К примеру, разработка Г. М. Кржижановским
проблемы использования гидроресурсов Волги в районе Самарской Луки стала
причиной следующего письма:
"Конфиденциально. Стол
№ 4, № 685. Депеша. Италия, Сорренто, провинция Неаполь. Графу Российской
Империи его сиятельству Орлову-Давыдову. Ваше сиятельство, призывая на вас
Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных
исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с
богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой
электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в
Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии. С истинным архипастырь
ским уважением имею честь быть вашего сиятельства защитник и богомолец.
Епархиальный архиерей преосвященный Симеон, епископ Самарский и Ставропольский.
Июня 9 дня 1913 года".
Все это вместе взятое не
могло не влиять на настроения инженеров-электротехников и, возможно, стало
одной из причин того, что многие из них, и в том числе Аллилуев, Красин,
Кржижановский, Смидович и другие, были причастны к революционному расшатыванию
страны. Тем более, что вожди мирового пролетариата оказались в этом отношении
куда прозорливее властей царской России и предвидели ту ключевую роль, которую
предстояло сыграть в социальном преобразовании общества электричеству.
ИСТОРИЯ
Одним из тех политических
деятелей, кто верно оценил эту роль, был В. И. Ленин - большой энтузиаст
электрификации России. Базируясь на тезисе Маркса о капитализме как эпохе пара,
Ленин считал, что эпохой электричества станет социализм. Еще в 1901 году он
писал: "...в настоящее время, когда возможна передача электрической
энергии на расстояния... нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы
сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население,
размещенное более или менее равномерно по всей стране". Разве не
замечательно, что это сказано за многие десятки лет до появления не только
Интернета, но и компьютера и даже телевидения! Не исключено, впрочем, что Ленин
видел в электрификации не только социальную, но и сугубо политическую задачу:
надеялся завоевать с ее помощью крестьянство. Ведь свет в России еще с
дохристианских времен всегда ассоцииро вался с правдой и миропорядком, и ясно,
как в получившей свет глухой деревне должны были отнестись к тому, кто его
принес.
Как бы то ни было, но при
решении возникшей после октября 1917 года проблемы восстановления и развития
хозяйства страны по единому государственному плану Ленин поставил во главу угла
именно электрификацию. Он стал, по выражению Кржижановского, "великим
толкачом дела электрификации".
К концу 1917 года в стране
(особенно в Москве и в Петрограде) сложилось катастрофическое положение с
топливом: бакинская нефть и донецкий уголь оказались недоступны. И уже в ноябре
Ленин по предложению имевшего 5-летний опыт работы на торфяной электростанции
"Электропередача" инженера И. И. Радченко дал указание о
строительстве под Москвой Шатурской - тоже торфяной - электростанции. Тогда же
он проявил интерес и к работам Г. О. Графтио по проектированию Волховской
гидростанции под Петроградом и к возможности использовать военнослужащих на ее
строительстве.
А в январе 1918 года
состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности,
предложившая создать орган для руководства энергетическим строительством. Такой
орган - Электрострой - появился в мае 1918 года, а одновременно с ним был
образован ЦЭС (Центральный электротехнический совет) - преемник и продолжатель
всероссийских электротехнических съездов. В состав его вошли крупнейшие
российские энергетики: И. Г. Александров, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Р. Э.
Классон, А. Г. Коган, Т. Р. Макаров, В. Ф. Миткевич, Н. К. Поливанов, М. А.
Шателен и другие.
Что же заставило их - цвет
русской электротехнической науки и отнюдь не участников и даже не сторонников
революционных событий - взаимодействовать с большевиками? Причин тому было
несколько. Первой и, наверное, главной из них стал, видимо, патриотизм - забота
о благе страны и народа, вера в то, что развитие науки и техники сможет привести
к прогрессу общества. Скептически относясь к идеологии новой власти и
категорически отвергая ее методы, они тем не менее приходили к выводу, что
противодействие ей принесло бы России вред.
Другая причина тоже была
немаловажной. Технократы, в течение долгих лет не имевшие возможности воплотить
свои идеи в жизнь, получили теперь эту возможность. Новая власть
последовательно и твердо демонстрировала свою в этом заинтересованность и
политическую волю.
И, наконец, не последнюю,
по всей видимости, роль играли соображения, сугубо прагматические. В условиях
разрухи, отсутствия самых необходимых продуктов и бытовых условий, а также
преследований, обысков и конфискаций сотрудничавшие с советской властью энергетики
попадали в совсем другой мир. Их обеспечивали жилплощадью, пайками, социальными
льготами, а Г. О. Графтио, например, благодаря личному заступничеству Ленина
был избавлен от чрезмерно пристального внимания чекистов.
В декабре 1918 года ЦЭС
организовал Бюро по разработке общего плана электрификации страны, а примерно
через год Кржижановский послал Ленину свою статью "Задачи электрификации
промышленности" и получил на нее восторженный отклик. А также просьбу
написать об этой проблеме популярно - с целью увлечь ею "массу рабочих и
сознательных крестьян".
Написанная буквально за
неделю брошюра была сразу издана, а еще через пару недель Совет
рабоче-крестьянской обороны утвердил, а Ленин подписал положение о Комиссии
ГОЭЛРО - Государственного плана электрификации России. Комиссия состояла из 19
человек:
Г. М. Кржижановский -
председатель,
А. И. Эйсман - заместитель
председателя,
А. Г. Коган, Б. И. Угримов
- товарищи председателя,
Н. Н. Вашков, Н. С.
Синельников - заместители товарищей председателя,
Г. О. Графтио, Л. В.
Дрейер, Г. Д. Дубелир, К. А. Круг, М. Я. Лапиров-Скобло, Б. Э. Стюнкель, М. А.
Шателен, Е. Я. Шульгин - члены, Д. И. Комаров, Р. А. Ферман, Л. К. Рамзин, А.
И. Таиров, А. А. Шварц - заместители членов.
Меньше чем через год - в
декабре 1920 года план был разработан и утвержден на расширенном заседании
Комиссии ГОЭЛРО. (Оно, кстати говоря, происходило в том самом здании, где
теперь располагается редакция журнала "Наука и жизнь" и на котором
имеется о том соответствующая табличка.)
СОДЕРЖАНИЕ
План представлял собой
единую программу возрождения и развития страны и ее конкретных отраслей -
прежде всего тяжелой индустрии, а главным средством полагал максимально
возможный подъем производительности труда. И притом не только за счет
интенсификации и рационализации, но и за счет замены мускульных усилий людей и
животных механической энергией. А особо подчеркивалась в этой программе
перспективная роль электрификации в развитии промышленности, строительства,
транспорта и сельского хозяйства. Директивно предлагалось использовать главным
образом местное топливо, в том числе малоценные угли, торф, сланцы, газ и
древесину.
Восстановление разрушенной
экономики рассматривалось в плане лишь как часть программы - основа для
последующей реконструкции, реорганизации и развития народного хозяйства страны.
Всего он был рассчитан на десять и пятнадцать лет с четким выдерживанием сроков
конкретных работ. А разработан - чрезвычайно детально: в нем определялись
тенденции, структура и пропорции развития не только для каждой отрасли, но и
для каждого региона.
Впервые в России авторы
плана ГОЭЛРО предложили экономическое ее районирование исходя при этом из
соображений близости источников сырья (в том числе энергетическо го),
сложившегося территориального разделения и специализации труда, а также
удобного и хорошо организованного транспорта. В результате было выделено семь
основных экономических районов: Северный, Центрально-промышленный, Южный,
Приволжский, Уральский, Кавказский, а также Западной Сибири и Туркестана.
С самого начала
предполагалось, что план ГОЭЛРО станут вводить в законодательном порядке, а
способствовать его успешному выполнению должно было централизованное управление
экономикой. По сути дела, он стал в России первым государственным планом и
положил начало всей последующей системе планирования в СССР, предвосхитив
теорию, методику и проблематику будущих пятилетних планов. А в июне 1921 года
Комиссию ГОЭЛРО упразднили, а на ее основе создали Государственную общеплановую
комиссию - Госплан, руководивший с этого времени всей экономикой страны в
течение долгих десятилетий.
ИСТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА И
СУДЬБЫ ЕГО АВТОРОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Так называемая программа
"А" плана ГОЭЛРО, предусматривавшая восстановление разрушенного
энергетического хозяйства страны, оказалась выполненной уже в 1926 году. А к
1931 году - минимальному десятилетнему сроку программы были перевыполнены все плановые
показатели по энергостроительству. Вместо запроектированных 1750 кВт новых
мощностей ввели в эксплуатацию 2560 кВт, а производство электроэнергии только
за один последний год увеличилось почти вдвое. К концу же пятнадцатилетнего
срока - к 1935 году советская энергетика вышла на уровень мировых стандартов и
заняла третье - после США и Германии - место в мире.
Наиболее ярко успех
выполнения плана проявлялся в постепенном исключении импортных поставок
оборудования - за счет роста энергомашиностроения в этой отрасли. Если в 1923
году завод "Электросила" изготовил всего четыре первых
гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС, то к середине 30-х
годов в стране функционировали столь крупные предприятия, как
"Электрозавод" (Москва), "Динамо" (Москва), "Красный
котельщик" (Таганрог), Турбогенераторный завод имени С. М. Кирова
(Харьков). И начиная с 1934 года в импорте для энергостроения СССР уже не
нуждался.
Само же строительство шло
невиданными в истории темпами. И причиной тому был не только энтузиазм народа,
о котором нам говорили прежде, но и ряд весьма теневых аспектов реализации
плана ГОЭЛРО. Значительную часть строителей составляли не только призванные в
так называемые "стройтрудармии" бойцы, но и заключенные. А для
финансирования программы широко распродавались сокровища отечественной
культуры. А также зерно - и это в тех условиях, когда во многих регионах
страны, и в первую очередь в Поволжье и на Украине, свирепствовал голод. Да и
вообще в течение долгих лет все социальные секторы экономики финансировались
только по остаточному принципу, из-за чего народ в СССР жил исключительно
трудно.
Без этого план вряд ли мог
быть выполнен в срок.
Что же касается помощи
зарубежных специалистов, то это были в основном так называемые шеф-инженеры и
консультанты, при помощи которых производились монтаж и наладка поставленного
из-за границы оборудования.
Иногда привычки и амбиции
представителей западных фирм входили в противоречие с интересами отечественных
энергостроителей. Западный педантизм, стремление неукоснительно следовать букве
и параграфу соглашений, предписаний, нормативов и инструкций трудно уживались с
советским менталитетом, ориентированным на скорейший ввод объектов в
эксплуатацию. Иностранцам были непривычны внеурочный и трехсменный труд,
игнорирование сна, отдыха, своевременного питания, они жили по своим правилам и
своему распорядку. Бывало, что это приводило к сложным и даже аварийным
ситуациям.
На строительстве Штеровской
ГРЭС в ее новеньком бетонном фундаменте образовались при испытаниях глубокие
трещины. Оказалось, что педантичные шеф-монтеры из Англии регулярно и с
одинаковыми интервалами устраивали перерывы в работе. И бетон на тех уровнях,
на которые он должен был подаваться в эти паузы, успевал подсохнуть, а в
результате плохо схватывался и при первой же вибрации дал трещины. После иска,
предъявленного английской фирме, работу ей пришлось переделывать.
Но в большинстве своем
иностранцы работали честно и качественно и получали помимо зарплаты
правительственные благодарности и подарки. А некоторые - такие, как, например,
шеф-консультант Днепростроя полковник Купер, - были награждены орденами
Трудового Красного Знамени.
К середине 30-х годов
необходимость в зарубежной помощи отпала, но ряд иностранных специалистов не
пожелал покидать СССР и оставался у нас до самой войны. Были и те, кто уехать
не успел, и судьба многих их них оказалась трагической. Одних репрессировали
наши власти: сослали в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток, другие были
интернированы в Германию и подверглись репрессиям там.
По-разному сложились и
судьбы членов Комиссии ГОЭЛРО. Все они принадлежали к энергетической элите
страны, а должности, которые они занимали к началу 30-х годов, соответство вали
верхним ступенькам в иерархии советской партийно-хозяйственной номенклатуры. И.
Г. Александров - главный инженер Днепростроя, а затем член президиума Госплана,
А. В. Винтер - директор Днепростроя, а затем - управляющий Главэнерго, Г. М.
Кржижановский - председатель Госплана и т. д. Многие из них пользовались в
народе большой популярностью
Возможно, именно это и
побудило Сталина убрать электрификаторов с руководящей работы и выдвинуть на
первый план собственную креатуру: А. А. Андреева, Л. М. Кагановича, В. В.
Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе и других. И тогда он передал многих главных
творцов плана ГОЭЛРО в систему Академии наук: минуя все необходимые
промежуточные ступени, академиками стали И. Г. Александров, Б. Е. Ведереев, А.
В. Винтер, Г. О. Графтио, Г. М. Кржижановский. Не у всех, однако, судьба
сложилась столь благополучно. Из одного только руководящего ядра Комиссии
ГОЭЛРО пять человек были репрессированы: Н. Н. Вашков, Г. Д. Дубеллир, Г. К.
Ризенкамф, Б. Э. Стюнкель, Б. И. Угримов.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
К числу существующих в
отношении плана ГОЭЛРО мифов относится и тот, что он якобы не представляет
собой оригинальной разработки, а скалькирован с книги немецкого профессора
политической экономии К. Баллода, изданной в Германии в 1898 году и
именовавшейся "Государство будущего, производство и потребление в социалистическом
государстве". С этой книгой отечественные электрификаторы были,
разумеется, хорошо знакомы и при разработке плана ГОЭЛРО ею пользовались. Но,
во-первых, сам этот материал - всего лишь кабинетный проект, в достаточной мере
абстрактный, и вопрос о его реализации никогда не стоял и стоять не мог.
Во-вторых, российские научные кадры от зарубежных ничуть не отставали, а в
некоторых отношениях - в том числе в вопросе строительства экономики с опорой
на энергетику - даже опережали их. А, в-третьих, и это самое главное, природа и
сырьевые ресурсы России, ее территория, экономика, демография, национальный
менталитет и даже денежная система столь уникальны, что исключают саму
возможность полного заимствования и тем более копирования каких бы то ни было
конкретных программ.
Поэтому можно смело
утверждать, что как в теоретическом, так и в практическом аспекте план ГОЭЛРО
оригинален и аналогов в мировой практике не имел. Напротив: его уникальность,
привлекательность и практическая реальность стали причиной попыток копирования
его ведущими странами мира. В период 1923-1931 годов появились программы
электрифика ции США (разработчик Фран Баум), Германии (Оскар Миллер), Англии
(так называемая комиссия Вейера), Франции (инженеры Велем, Дюваль, Лаванши,
Мативэ и Моляр), а также Польши, Японии и т. д. Но все они закончились неудачей
еще на стадии планирования и технико-экономических разработок.
ИТОГИ
План ГОЭЛРО сыграл в жизни
нашей страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь
короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира.
Реализация этого плана сформировала, по сути дела, всю отечественную экономику
и до сих пор в значительной мере ее определяет.
Составление и выполнение
плана ГОЭЛРО стали возможным и исключительно благодаря сочетанию многих
объективных и субъективных факторов: немалого промышленно-экономического
потенциала дореволюционной России, высокого уровня российской
научно-технической школы, сосредоточения в одних руках всей экономической и
политической власти, ее силы и воли, а также традиционного соборно-общинного
менталитета народа и его послушно-доверитель ного отношения к верховным правителям.
План ГОЭЛРО и его
реализация доказали высокую эффективность системы государственного планирования
в условиях жестко централизованной власти и предопределили развитие этой
системы на долгие десятилетия.
Жертвы, принесенные
советским народом ради реализации плана ГОЭЛРО, были огромны. Забыть о насущном
дне ради грядущего - таков был пафос системы, родившей этот план и обеспечившей
его выполнение. Стоила ли цель таких жертв? - дать ответ на этот вопрос
предстоит нашим потомкам.
Л. Б. КРАСИН - СОЗИДАТЕЛЬ И
РАЗРУШИТЕЛЬ
Особенностью
энергетического сообщества России начала ХХ века стала причастность ряда
инженеров-энергетиков к революционному движению. Г. М. Кржижановский, И. И.
Радченко, П. Г. Смидович, С. Я. Аллилуев и многие другие, поднимавшие в 20-х
годах хозяйство Советской России из руин, на самом деле восстанавливали то, что
сами же и сломали.
Но самой, пожалуй, яркой
фигурой был в этом отношении Л. Б. Красин - талантливый инженер и великолепный
профессионал, блестящий оратор, жизнелюб и покоритель женских сердец,
мужественный и убежденный человек, государственник, мечтавший о величии России,
он направил все свои силы, время и способности на разрушение им же "до
слез любимой Родины".
Свою инженерную
деятельность и служебное положение Красин всегда использовал в интересах
социал-демократов, а затем - большевиков, и притом их самого радикального
крыла. К примеру, Биби-Эйбатская ТЭС (Баку), на которой он с 1900 года работал
заместителем директора, сразу стала местом работы для ряда партийных активистов
(С. Я. Аллилуева, А. С. Енукидзе и других) и прикрытием для типографии,
печатавшей листовки, прокламации и газету "Искра". Исключительные
способности проявил Красин в деле добывания средств для этой типографии: он,
например, организовал целую серию благотворительных концертов с участием В. Ф.
Комиссаржевской, которые проходили в особняке начальника бакинской полиции.
Затем Красин в 1904 году
переехал в Орехово-Зуево и возглавил там, по приглашению фабриканта С. Т.
Морозова, строительство фабричной ТЭС. Практически сразу после его приезда
возникла в этом тихом уголке подпольная типография и буквально наводнила своей
продукцией и Москву, и окружающие ее регионы.
С 1905 года Красин занимал
должность ведущего инженера в электрокомпании "Общество 1886 года"
(Санкт-Петербург), одновременно возглавляя "Боевую техническую
группу" питерского комитета РСДРП. А в 1907 году он, будучи главным
казначеем партии, организовал в Тифлисе ограбление инкассаторского экипажа
боевиком Камо. Похищенные при этом 500-рублевые купюры были перевезены в
Санкт-Петербург и хранились в служебных сейфах "Общества 1886 года" и
котельных городских ТЭС.
Перейдя впоследствии на
руководящую работу в компанию "Сименс - Шукерт" и дослужившись там до
должности генерального управляющего российского отделения, Красин укрывал в
этой компании бежавших политзаключенных, снабжал их поддельными документами,
руководил серией ограблений банков и печатанием фальшивых банкнот.
Не менее решительной была и
его послереволюционная деятельность. Именно Красиным был подготовлен декрет об
отказе Советской России платить долги России царской. А в свои последние годы
он - на посту наркома внешней торговли - добывал для плана ГОЭЛРО импортное
оборудова ние, да и вообще старался любыми способами пополнить государственную
казну. В том числе - за счет продажи сокровищ Эрмитажа и Третьяковской галереи.
Л. К. РАМЗИН. ТРАГЕДИЯ
УЧЕНОГО
Один из крупнейших
теплотехников ХХ столетия Л. К. Рамзин политических пристрастий не имел с
юности. Его интересовала только наука. В 1914 году он по окончании
Императорского технического училища (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана) был
оставлен при нем для научной и педагогической деятельности. Не прошло и пяти
лет, как имя Рамзина стало упоминаться в одном ряду со столь известными
русскими теплотехниками, как В. И. Гриневецкий и К. В. Кирш.
К работе над планом ГОЭЛРО
Рамзина привлекли исключительно благодаря его профессиональным качествам, и
вклад его в этот план был исключительно весом. А в 1921 году Рамзин по
рекомендации Ленина вошел в состав Госплана, одновременно возглавив только что
созданный Всероссийский теплотехнический институт (ВТИ). Институт под его
руководством стремительно развивался, а сам ученый вел успешные изыскания
главного своего детища - прямоточного парового котла, предназначенного для
использования дешевого топлива вместо высококачественного. Казалось, Рамзина
ждет блестящее научное будущее, но жизнь распорядилась иначе.
В конце 20-х годов в стране
прошло несколько инспирированных Вышинским и Крыленко политических процессов,
жертвами которых становилась техническая интеллигенция. Причин тому было две.
Во-первых, по мере индустриализации роль "белых воротничков"
возрастала, а вместе с тем росла и их независимость от власти. Власть этого
терпеть не захотела. А во-вторых, к этому времени - из-за устаревшего и износившегося
оборудования - резко увеличилось число аварий на производстве, особенно в
угольной промышленности. Деньги на обновление технического парка в стране
отсутствовали, а признавать свои ошибки в стратегии промышленного развития
страны власть не считала нужным. Надо было срочно подыскать виновника всех бед,
и его нашли: инженеры-вредители, "спецы", техническая интеллигенция.
Самым громким из них стал
процесс "Промпартии", по которому проходило восемь человек: профессор
МВТУ и директор ВТИ Л. К. Рамзин, председатель секции Госплана и профессор
Военно-воздушной академии И. А. Калинников, председатель секции Госплана В. А.
Ларичев, председатель Научно-технического совета ВСНХ профессор Н. Ф.
Чернавский, председатель коллегии Научно-исследовательского текстильного института
профессор А. А. Федотов, технический директор Оргтекстиля С. В. Куприянов,
ученый секретарь ВТИ В. И. Очкин и инженер Всесоюзного текстильного синдиката
К. В. Ситнин.
Какие меры воздействия и
какой степени были применены к Рамзину, неизвестно, но его
"признания" стали основой для последующего обвинительного заключения.
Пятерых приговорили к 10-летнему заключению, троих - к 8-летнему. Все они,
кроме Размина, погибли в лагерях. Что же касается его самого, то он получил
возможность продолжать научную работу, правда, уже за колючей проволокой. Это
был первый опыт тех самых "шарашек", в которых впоследствии трудились
Туполев и Королев, Тимофеев-Ресовский, Солженицын и тысячи других с именами, не
столь известными.
В конце 1931 года Рамзин
завершил свою работу по созданию опытного образца прямоточного котла, и через
несколько месяцев прошли испытания. Приказом наркома тяжелой промышленности Г.
К. Ордж