Музей-усадьба "Дубровицы" - Русские усадьбы - ОЧЕРКИ О РОССИИ - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » ОЧЕРКИ О РОССИИ » Русские усадьбы

Музей-усадьба "Дубровицы"

На высоте обрыва

Воздушно-светозарный храм

Уходит в высь очам на диво,

Как бы парящий к облакам.

Ф. Тютчев

 

"Московский Отдел Народного образования... может сообщить следующее: Музей-усадьба "Дубровицы" является памятником усадебной культуры и быта XVIII века. Дом-музей, по заключающимся в нем историко-художественным коллекциям - памятник большого художественного значения... Таких домов-усадеб на территории Московской губернии можно сейчас насчитать только единицы..." Из докладной записки МОНИ от 08.11.1926 г., № 2667.

 

В этом уголке Подмосковья сохранились старинные постройки былой помещичьей усадьбы: церковь Знамения Пресвятой Богородицы (1690-1704), дворец (1750), курган, конный двор, три (из четырех) флигеля, хозяйственные постройки, липовый регулярный парк. Усадебный комплекс расположен в восточной зоне современного поселка Дубровицы у слияния рек Десны и Пахры, в шести километрах от станции Подольск. О селе Дубровицы в писцовых книгах 1627-1628 годов было отмечено: "В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, усть речки Десны".



Усадебный дом и церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

 

При Морозовых были построены деревянная церковь во имя Ильи Пророка и усадебный дом.

 

В 1688 году Дубровицы приобретает Борис Алексеевич Голицын (1641-1714), сподвижник и воспитатель молодого Петра I. 22 июля 1690 года на месте деревянной церкви (она была разобрана и перенесена в деревню Лемешово) заложен новый храм. Церковь строили из белого камня иностранные мастера "числом около ста", а также русские мастера. Храм выполнен с редким художественным мастерством в стиле барокко.



 

Особенности архитектурного убранства церкви диктовали иностранцы, что сказалось на обилии скульптуры, редко встречающейся в русском храмовом зодчестве.

 

Основное помещение храма - восьмерик на четверике - в соответствии с русской традицией приподнято на высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище с четырьмя закругленными лестничными входами. Рустованный монументальный низ завершается резным карнизом, который закрывает крышу. Основания восьмигранной башни почти не видно. Оно имеет горизонтальное членение и завершается куполом, который несет золоченую корону. Весь фасад церкви, от подступеней лестниц до купола, украшен резьбой (в основном использован растительный орнамент).

 


Скульптуры апостолов у основания столпа храма.


Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей - Иоанна Богослова и Григория Златоуста, у основания восьмерика - скульптуры апостолов, во внутренних углах цокольной части - четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и Матфей.

 


Фрагмент интерьера церкви Знамения Пресвятой Богородицы.


Во внутреннем убранстве церкви выделяются лепные рельефы на евангельские темы. Высокое качество материала и профессиональная работа определили их долговечность. Хорошо сохранились двухъ-ярусные резные хоры и четырехъярусный иконостас.

 

Храм был освящен 11 февраля 1704 года митрополитом Стефаном Яворским в присутствии Петра I и царевича Алексея. Церковь названа в честь новгородской иконы Знамения Пресвятой Богородицы, которая символизирует примирение. Праздник иконы - 10 декабря.

 

При внуке Б. А. Голицына Сергее Алексеевиче в 1750-1753 годах построены усадебный дом, конный двор, четыре флигеля, хозяйственные постройки.


В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

 

И. П. Аргунов. Портрет А. М. Дмитриева-Мамонова.


С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов - единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.

 

Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.

 

Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

 

Храм, занимавший ранее центральное положение, с XVIII века отступает на второй план, подчиняясь главному дому в композиционном и художественном отношении. Мода на барочное оформление уходит в прошлое. Новые дворцы строят уже в стиле классицизма. Перестроить дом полностью было трудно, поэтому решили только заменить внешнее оформление. Центральная часть здания с южной стороны была украшена шестиколонным портиком. К главному входу теперь вела широкая белокаменная лестница, перила которой и лоджии оформлены решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах установлены два мраморных льва. Неизвестным архитектором к торцам главного дома пристроены открытые (позже они были закрыты и остеклены) широкие террасы. Наиболее эффектной их частью стали торцовые белокаменные крыльца с циркульными лестницами.

 

У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны здание получило основное украшение - террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

 

В конце XVIII столетия в Дубровицах появилась еще одна композиционная ось: в западной части усадьбы разбили регулярный липовый парк, отделяющий дворцовую зону от комплекса служебных построек.

 

Значительные перестройки проведены также в интерьере дворца. Маленькие комнаты исчезли, вместо них появились анфилады больших комнат, ведущих к центральному залу (площадь около 200 м2), имеющему вытянутую форму. Чтобы придать вытянутому залу более овальный вид, его стены расписали от пола до потолка особым приемом - перспективной живописью пейзажно-архитектурного типа: повторяющиеся изображения многоплановой перспективы готических архитектурных мотивов (аркад, лоджий, декоративных композиций). Розовые тона глубокой перспективы переходят в коричневые, которыми окрашены колонны ближнего плана. На колоннах изображены повторяющиеся рисунки гербов, один из которых принадлежит роду графов Дмитриевых-Мамоновых. Роспись зала восстановлена в 1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института животноводства.

 

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, единственный из фаворитов Екатерины II, сумел сохранить добрые отношения с цесаревичем Павлом и по восшествии последнего на престол, в день коронации 5 апреля 1797 года, получил графское достоинство Российской империи. Умер граф внезапно в 1803 году и похоронен в Донском монастыре в Москве.

 

Наследником Дубровиц становится сын Мамонова - Матвей (1790-1863), которому в ту пору было всего 13 лет. Воспитанием внука занимался дед, Матвей Васильевич. Вскоре молодой человек получил чин камер-юнкера, а еще некоторое время спустя при помощи дальнего родственника - поэта И. И. Дмитриева - двадцатилетний граф стал обер-прокурором одного из сенатских департаментов. Служба, впрочем, Матвея Александровича мало интересовала, и он начал заниматься историей.

 

С началом войны 1812 года граф вступил на военную службу, принимал участие в сражениях при Бородине, Тарутине, Малоярославце и, что самое главное, на свои средства сформировал полк, получивший официальное название "Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк". В него записались добровольцами В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие известные люди.

 

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): "В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей... охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче".

 

В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.

 

Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей "За храбрость", а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается "история" основанной Матвеем Александровичем тайной организации - "Ордена русских рыцарей". Граф сам писал ее устав - "Краткое наставление русским рыцарям" и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

 

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с "упразднением рабства в России" предлагалось пожаловать "наследственным пэрам", то есть "русским рыцарям", крепости ("фортеции"), поместья и земли.

 

Идея фортеции как резиденции "пэра" занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.

 

Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.

 

Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев "больного", отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали "лечить". Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

 

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали "Мамоновой дачей". Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.

 

В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.

 

После реставрации "... его (храм) нельзя уже узнать, - пишет в своей книге "Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда" директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, - золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом - нет уже ни следов времени, ни порчи - храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения".

 

Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.

 

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.

 

"Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными", - писал А. Ф. Вельтман.

 

Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.

 

Сергей Михайлович покинул Дубровицы еще до революции 1917 года. В 1919 году в Дубровицах был создан Музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года. Экспонаты музея (великолепная резная мебель, картины, скульптура, гобелены и другие ценности) вывезли в Москву, Серпухов, Царицыно. Усадьбу передали детскому дому. В 1932 году здесь разместился сельскохозяйственный техникум, переведенный в Дубровицы из города Богородицка Тульской области. В техникуме преподавала младшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева, Мария Дмитриевна Кузьмина-Менделеева (1886-1952).

 

Территорию Дубровиц (по архивным данным на 20.08.1920 г.) занимал совхоз "Дубровицы", в котором усадьба размещалась на шести десятинах. Церковная земля имела полторы десятины и находилась вне усадьбы.

 

В 1961 году в Дубровицы был переведен из Москвы Всесоюзный (теперь Всероссийский) научно-исследовательский институт животноводства (ВИЖ). Большая скученность научного оборудования, недосмотр или перегрузка электросети привели к пожару. Здание усадебного дома сгорело в ночь с 3 на 4 июня 1964 года.

 

Восстановительные работы, проведенные с 1966 по 1970 год, вернули фасаду прежнее убранство. Отреставрировали вестибюль, сняв несколько пластов краски, вернули фресковые росписи Гербовому залу.

 

ел императорский Эрмитаж. Администрация института все последующие годы бережно относилась к использованию усадебных построек. Церковь, которая до 1990 года находилась на балансе ВИЖа, охранялась, а с 1966 по 1990 год Министерство культуры СССР вело реставрационные работы, планируя использовать храм как музей культового зодчества.

 

Однако в октябре 1990 года церковь возвращена прихожанам. Теперь служба здесь проводится круглый год, установлено отопление, хотя при строительстве было определено: "для использования только в летнее время", то есть без отопления. Под храмом вырыт подвал, чтобы создать дополнительное помещение для нужд церкви.

 

С августа 2003 года на территории усадьбы начались "восстановительные" работы, которые продолжаются и по сей день. В результате с южной стороны дворца уничтожен ландшафтный парк из более чем 80 реликтовых деревьев (упомянут в книге И. А. Дмитровского "Дубровицы - знатное село. Имение князя С. М. Голицына", 1908). В парке росли многовековые липы и ели. Уничтожена историческая дорога, обозначенная на архивных документах 1915 и 1920 годов. Вместо нее вырыт котлован глубиной более четырех метров, в результате чего многовековая липовая аллея "повисла" над обрывом. Вокруг церкви воздвигается кирпичная стена.


А. КОЛОСОВА, историк-краевед.

Категория: Русские усадьбы | Добавил: Админ (07 Мар 2010)
Просмотров: 1575 | Теги: Русские усадьбы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2024