Эрмитаж: с каких картин началась жемчужина художественного искусства России?
7 декабря 1764 года, 245
лет назад, императрица Екатерина II повелела открыть для осмотра приобретенную
ею у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского коллекцию картин фламандских
и голландских мастеров. Это собрание состояло из 225 произведений искусств.
День для открытия галереи был выбран отнюдь не случайно: именно на 7 декабря
(24 ноября по старому стилю) приходится день святой великомученицы Екатерины.
О том, как попали к
императрице картины, существует, по крайней мере, три версии. Согласно первой –
коллекция была взята у Иоганна Гоцковского в счет контрибуции, которую Пруссия
должна была выплатить России за потери в ходе семилетней войны. Так что ни о
какой плате за собрание картин речи не было.
Из коллекции Гоцковского
Франс Хальс. Портрет молодого человека с перчаткой в руке. Около 1650
Вторая версия – Екатерина
II хотела продемонстрировать всей Европе, что Россия в войне с Пруссией вышла
победительницей, и в пику разоренному войной противнику имела средства для
того, чтобы вкладывать их даже в покупку предметов искусства. Сколько уплатила
за «голландцев и фламандцев» набиравшая «силу» Екатерина II – историческая
загадка. Во всяком случае, какой-то конкретной цифры мне найти не удалось.
И, наконец, третья, самая
«экзотическая» версия. В 1764 году в Северную Пальмиру приехал Иоганн
Гоцковский. Гость получил аудиенцию у императрицы, и после разговора,
показавшегося сановной особе интересным, был приглашен составить ей партию в
винт. А дальше то ли императрице очень повезло, то ли немец специально
поддавался, но он проигрался в пух и прах. Крупную сумму денег он выплатить не
смог бы, а был вынужден компенсировать долг живописными полотнами.
Как бы там ни было, в
феврале 1764 года картины из коллекции Гоцковского де-юре стали принадлежать
Екатерине II, но только к концу года, когда все было доставлено в столицу
российской империи, «Эрмитаж» можно было открыть. Кстати, это слово французское
и означает «уединенный уголок» или «приют отшельника». Именно так в Версальском
дворце и некоторых других королевских резиденциях называли помещение, где
титулованные особы отдыхали в интимном кругу.
Нельзя не рассказать о
самом Иоганне Гоцковском. Известно, что родился он в 1710 году. Получил очень
неплохое образование. Еще в молодости познакомился с будущим наследником
прусской короны Фридрихом. Фриц был натурой увлекающейся. И хотя его властный
отец требовал, чтобы сын с малолетства учился искусству войны, наследник выбрал
иной путь. Он учился играть на флейте, с упоением читал французских философов,
а в свободное время очень любил танцевать. Словом, не был равнодушен к
искусству.
Из коллекции Гоцковского.
Ян Стен. Гуляки. Около 1660 г.
В начале 30-х годов принц
совершил очень дурной поступок – сбежал в Англию, которая была заклятым врагом
Пруссии. Но он привык жить на широкую ногу, а потому Фрицу пришлось
возвращаться на родину. Чтобы молодой человек больше «не дурил», его срочно
женили. Правда, к своей невесте, а потом супруге он был равнодушен. Но в 1740
году Фридрих Вильгельм скончался от порфирии, и его сын занял трон. Одним из
первых дворян, которых Фридрих II призвал на государственную службу, был как
раз Иоганн Эрнст Гоцковский. Ему молодой король поручил пригласить в Пруссию
искусных мастеров и художников.
Было это в 1740 году.
Иоганн с блеском справился с поручением. Его близость к королю открывала любые
двери, а что до того, что при заключении контрактов к ладоням Гоцковского
всегда «прилипала» изрядная сумма денег, то ему благородно прощали эти мелкие
«прегрешения».
В 1755 году Фридрих II
поручил своему «выдвиженцу» подобрать коллекцию художественных полотен для
своего дворца. Но средства на покупку выделял крайне скупо. Это и дало
Гоцковскому моральное право собирать картины у себя. А начавшаяся вскоре
Семилетняя война отложила передачу картин королю на неопределенное время.
Из коллекции Гоцковского.
Хендрик Голциус. Адам и Ева. 1608
г.
Между тем именно Гоцковский
отличился в середине этой войны, в октябре 1760 года, когда Берлин захватили
русские войска. Впрочем, город в равной степени могли занять и австрияки.
Проницательный Иоганн справедливо рассудил, что снисхождения можно ждать прежде
всего от русских, а потому уговорил городской магистрат не посылать военные
силы для оказания сопротивления русскому генералу фон Тотлебену (немцу по
рождению), а сдать город без единого выстрела.
Справедливости ради следует
заметить, что Иоганн, как хороший шахматист, видел все на несколько ходов
вперед. Еще в августе 1758 года после битвы при Цондорфе, когда прусские войска
захватили в плен русских солдат и офицеров, именно Гоцковский стал
ангелом-хранителем для русских, добивших их вполне сносного их содержания, а
потом и обмена. Так что в русской армии Иоганна хорошо знали.
Берлин был спасен от
разорения. Этот подвиг Фридрих II вполне оценил, вручив в знак признания своему
протеже 150 тысяч рейхсталеров. Но король искусно вел свою игру, практически
заставив Гоцковского основать новую мануфактуру по производству изделий из
фарфора. Последний вложил в нее эти средства, организовал производство, а как
только весь процесс был отлажен, в 1763 году монарх заставил продать завод
государству.
Из коллекции Гоцковского.
Якоб Йорданс. Семейный портрет. Начало 1650-х г.г.
Передав в 1764 году свою
коллекцию предметов искусства Екатерине II, Иоганн Гоцковский опять отправился
в Голландию, надеясь собрать коллекцию и для своего короля. Зная скупость
Фридриха II, он решил опять вкладывать в картины свои деньги. А для того, чтобы
поднакопить средства, он выгодно, как ему показалось, разместил свои активы в
ведущих голландских банках. Но даже такой проницательный человек, как
Гоцковский, не смог предусмотреть большой финансовый кризис, который поразил
Голландию. Практически все его средства «сгорели».
Иоганн вернулся в Берлин,
где и скончался в 1775 году если и не в полной нищете, то в крайней бедности. А
Эрмитаж, к открытию которого он «приложил руку», уже через 10 лет после своего
открытия, к 1774 году, имел в своих фондах уже 2080 картин…