В середине 17-го века русские послы, возвращаясь из-за границы, много
рассказывали о «театральных действах», на Руси неизвестных, если не считать
праздничных маскарадных потех, скоморохов и Петрушки.
Эти рассказы возбудили любопытство царя Алексея Михайловича и придворных. Было
решено устроить такие же представления в Москве. Полковнику ван Стадену объявили
царский указ: ехать за границу и приискать там людей, «которые умели б всякие
комедии строить». Но поездка ван Стадена затянулась, и, не дожидаясь его
возвращения, решили начать затеянное дело своими силами.
Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы
пастору Грегори. Он набрал труппу из 15- 16-летних юношей и начал их обучение
актерскому мастерству. В это время в селе Преображенском, летней резиденции
царя, строилось специально приспособленное для представлений здание -
«комедийная хоромина». Для царя было отведено особое, богато разукрашенное
место, а сбоку устроены ложи для царицы и царевен, отгороженные деревянной
решеткой, сквозь которую они могли видеть все происходившее на сцене, оставаясь
сами невидимыми.
17 октября 1672 года дали первый спектакль - «Эсфирь, или Артаксерксово
действо». Представление длилось целых десять часов, в нем участвовало более
шестидесяти актеров. Декорации в виде так называемых «рам перспективного
письма», богатые костюмы из персидского шелка, гамбургского сукна и турецкого
бархата были выполнены русскими умельцами.
Актеры из Немецкой слободы были в основном иностранцами, и первые спектакли шли
на немецком языке. Но вскоре было дано приказание собрать новую труппу, из
русских - сыновей подьячих и мещан. Положение их было тяжелым: жалованье
ничтожное, да и платили его нерегулярно. Русским комедиантам не раз приходилось
напоминать о себе царю челобитными: «...помираем мы, холопы твои, голодною
смертию».
Придворный театр просуществовал недолго и после смерти Алексея Михайловича в
1676 году распался.