Кто и почему назвал их «лубочными» – неизвестно. Может, потому, что
картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом),
может, потому, что продавали их в лубяных коробах офени-коробейники,
или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на
которой жили мастера по изготовлению лубков.
Именно юмористические народные картинки, продаваемые на ярмарках еще в
XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом
изобразительного искусства Руси. Хотя отношение к ним было несерьезным,
в высших слоях общества категорически отказывались признавать
искусством то, что создавали простолюдины-самоучки на радость
крестьянскому народу, зачастую на серой бумаге. Разумеется, о бережном
сохранении лубочных листов тогда мало кто заботился, ведь никому на тот
момент и в голову не приходило, что дошедшие до наших дней картинки
станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской народной
живописи. Это сегодня понятно, что в лубке воплотились не только
народный юмор и история древней Руси, но и природный талант русских
художников, истоки живого карикатурного мастерства и красочной
литературной иллюстративности.
Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного
клише. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения
царских палат и боярских хором, но позднее их производство стало более
массовым и уже цветным. Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими
лапками женщины под Москвой и Владимиром. Зачастую такие лубочные
картинки походили на современную раскраску маленького ребенка,
неумелую, торопливую, нелогичную по цвету. Однако среди них встречается
очень много картинок, которые ученые считают особо ценными, рассуждая о
прирожденном чувстве цвета художников, позволявшем создавать совершенно
неожиданные, свежие сочетания, недопустимые при тщательной, детальной
раскраске, и поэтому неповторимые.
Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы
религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и
медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым
текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную
мудрость, юмор, а иногда и мастерски замаскированную жестокую
политическую сатиру.
Со временем менялась и техника лубка. В 19 веке рисунок стали делать не
на дереве, а на металле, что позволяло создавать мастерам более изящные
работы. Изменилась и цветовая гамма лубков, став еще ярче и богаче,
переходя зачастую в фантастическое, неожиданное буйство цвета. Долгое
время лубочные картинки были главной духовной пищей простого трудового
народа, источником знаний и новостей, так как газет было очень мало, а
лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране,
преодолевая немыслимые расстояния. К концу 19 века лубочное творчество
исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках.
Русский лубок – это творения безымянных народных мастеров. Бурно
развиваясь под клеймом бездарности и безвкусицы, поставленным
высокообразованной частью русского общества, сегодня он признан особой
ценностью и является предметом собирательства и тщательного изучения
многих ученых не только России, но и зарубежных стран, занимая
достойное место на стенах музеев изобразительного искусства рядом с
работами величайших мастеров прошлого.
|