Образование норманнских княжеств на территории Руси в IX в.
На Балтике и в верхнем
Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от
них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С
VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников
моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого
переселения народов". В IX в. норманны завоевали Ирландию и Северную
Англию, утвердились в устье Луары и Сены и осаждали Париж. Они пытались
подчинить империю франков, распавшуюся на два государства. Угроза завоевания
носила реальный характер. Лишь ценой крайнего напряжения сил франки одержали
верх и истребили норманнские армии в Бретани и на Рейне.
Натиск возобновился на
рубеже X в., когда Рольв Роллон, имея 15-20 тысяч воинов, захватил
северо-западное побережье Франции и основал герцогство Нормандию. В конце века
вся Англия была обложена данью в пользу датских конунгов (военных
предводителей, королей). В это же время норманны открыли Гренландию и первыми
из европейцев достигли берегов Северной Америки. Норманнские княжества
появились на морских побережьях Италии и Сицилии. Христианский мир с трудом
остановил вторжение варварских племен из Дании и Скандинавии.
Константинопольский патриарх предупредил православный Восток о новой опасности
в 867 г.
На Западе собор духовенства в Меце в 888 г. решил дополнить христианскую молитву
словами: "...и от жестокости норманнов избави нас, Господи!"
Вторжение в страны Западной
Европы осуществляли викинги из Дании и Норвегии. В нападениях на Восточную и
Южную Европу участвовали норманнские флотилии из Норвегии и Швеции.
Славянские поселения не
сулили норманнам богатой добычи. Но, освоив реки Восточно-Европейской равнины, они
проложили себе дорогу в пределы Хазарии и Восточной Римской империи. В Хазарию
скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в
греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево"
(Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский
(Черное море). По черному морю викинги устремлялись к Царьграду
(Константинополю).
Финские племена Прибалтики,
первыми подвергшиеся набегам скандинавов, называли норманнов
"роутси", отсюда "росы" или "русы". Вслед за
финнами это название стали употреблять их соседи - славяне. По сведениям
арабских авторов русы торговали мехами, медом и другими товарами. Которые они
получали как дань в землях финнов и славян. Кроме того, норманны промышляли
работорговлей. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и
продавали их в рабство.
Экспансия норманнов на
западе и востоке протекала примерно в одинаковых формах и с одинаковыми
последствиями. Первоначально скандинавы грабили прибрежные поселения, в
особенности церкви и монастыри, позднее заводили "торговые места" -
вики и, наконец основывали герцогства и княжества на завоеванных землях.
Первые попытки основать
свои вики и княжества в Восточной Европе норманны предприняли, по-видимому, уже
в IX в. Западные хроники сохранили сведения о том, что не позднее 838 г. в Константинополь
прибыли послы, назвавшие себя русами (росами). Они были посланы своим государем
- "хаканом" в Византию ради дружбы. Выполнив посольскую миссию, русы
решили вернуться в свой каганат не прямым северным путем через степи, а
кружным, через Германию. К этому шагу их вынудили, по-видимому, не столько
передвижения кочевых орд, сколько позиция, занятая Хазарией. Владея низовьями
Дона и Днепра, хазары контролировали пути из Северной Европы на Черное море.
Установление дипломатических связей и союза между норманнами и Византией не
отвечало их интересам. Покинув Константинополь, послы русов прибыли ко двору
императора франков в Ингельгейме, и тут выяснилось, что послы по крови и языку
являются свеонами (шведами). Хазарский каганат поддерживал сношения со многими
государствами и был хорошо известен всей Европе. О "каганате русов" ничего
не знали ни в Византии, ни в Германии. Поэтому послов франки задержали у себя,
и этому "каганату" не удалось завязать дипломатические сношения с
Восточной Римской империей. Но империя вскоре столкнулась с "хаканами
русов" лицом к лицу.
В 860 г. флот русов в 200 ладей
внезапно появился у стен Константинополя. Император с войском и весь греческий
флот находились вдали от столицы, занятые войной с арабами в Малой Азии. Русы в
течение недели жгли церкви и монастыри у стен византийской столицы, грабили и убивали
жителей. Затем они погрузились на суда и исчезли так же неожиданно, как и
появились. Имеются данные о том, что некоторое время спустя русы совершили
набег на южное побережье Каспийского моря в районе Абескуна. Вероятно,
норманнам не надо было пробиваться силой через владения Хазарского каганата.
Мир с Хазарией был необходимым условием для успеха их дальних походов на Черное
и Каспийское моря.
Вскоре после набега 860 г. греки предприняли
первую попытку обратить русов в христианскую веру. Осенью 865 г. папа римский Николай I
напомнил византийскому императору о недавнем набеге варваров на Византию, когда
те умертвили "множество людей, сожгли церкви святых в окрестностях
Константинополя почти до самых стен его". Без сомнения, папа имел в виду разгром,
учиненный русами в 860 г.
Русы, писал далее папа римский, так и остались безнаказанными до сих пор, а
ведь они - язычники, люди иной веры, враги Христовы. Из письма Николая I
следовало, что в 865 г.
не было и речи о христианизации русов. Однако два года спустя
константинопольский патриарх Фотий, непримиримый противник папы римского, как
бы отвечая на его упрек, объявил в своем послании, что русы "вместо
недавнего грабительства и великой против нас дерзости" (имеется в виду
нападение 860 г
- Р. С.) переменили языческую веру на "чистую и неподдельную христианскую
ревность веры...приняли епископа и пастыря".
Византийцы приступили к
христианизации русов примерно в одно время с крещением болгар. Известно, что
болгарский царь Борис принял христианство в 865 г., но его знать восстала
против крещения в 865 или 866
г., а сын Бориса пытался в 893 г. вернуться к язычеству.
Крещение русов натолкнулось на еще большие трудности, чем крещение болгар.
Византийцам приходилось не раз начинать все с начала. Фотий принялся за дело при
императоре Михаиле III, соправителем которого с 866 г. стал Василий
Македонянин. В результате переворота 867 г. Михаил был убит. Василий основал
македонскую династию и возвел на патриаршество Игнатия. Внук Василия I
Константин VII Багрянородный в биографии деда упомянул о крещении русов.
Сведения Фотия носили самый общий и неконкретный характер. Он мог сослаться
лишь не внезапно овладевшее варварами христианское рвение. Чиновники
канцелярии, собиравшие материал для Константина Багрянородного, смогли установить
более конкретные и прозаические подробности дела. Все началось с того, что
византийцы отправили русам щедрые подарки - золото, серебро и драгоценные
одежды - и тем самым склонили "народ русов" к переговорам. Заключив
мирный договор, император Василий I убедил русов перейти в православие и
"устроил так, что они приняли архиепископа, рукоположенного патриархом
Игнатием". Как видно, дело обращения русов начал Фотий, продолжали Игнатий
и Василий I. Изощренные византийские дипломаты при составлении любого мирного
договора с варварами старались включить в текст статьи, предусматривающие
возможность крещения варваров, в особенности же их князей. Очевидно, статьи
аналогичного содержания были вставлены в первый договор греков с русами,
заключенный после в 865-867 гг. Эти статьи предусматривали посылку к русам
архиепископа, рукоположенного патриархом Игнатием. Однако никаких сведений о
том, в какой город должен был ехать пастырь и чем закончилась его миссия, не
сохранилось.
Норманнам приходилось вести
торговлю на христианских, мусульманских и хазарских рынках, что давало им
возможность познакомиться с различными вероисповеданиями. Их отношение к
религии определялось их образом жизни. Вследствие крайней жестокости, грабежей
и убийств норманны приобрели дурную репутацию. Объявляя себя христианами, русы
старались поправить дело и завоевать общее доверие, а вместе с тем приобрести
все права и привилегии, какими пользовались христианские купцы в разных концах
мира. Арабский географ ибн-Хордадбех (середина IX в.) точно подметил суть дела,
написав, что купцы-русы лишь "выдают себя за христиан". Даже
крещенные русы долгое время оставались двоеверцами. Некоторые из них не
останавливались на этом и принимали третью веру. При князе Булдмире (Владимире)
после крещения Руси в Хорезм прибыло четыре купца-руса из окружения киевского
князя. Они объявили местному правителю, что являются христианами, но решили
принять ислам. Вследствие этого они получили подарки от правителя и смогли с
успехом торговать в его владениях. Первые попытки Византии крестить русов не
имели успеха по той причине, что "каганат русов" был эфемерным
политическим образованием, а основные базы норманнов располагались слишком
далеко от византийских границ.
На Западе не могли точно
определить даже местонахождение каганата. Европейцы не знали, откуда прибыли в
Ингельгейм послы хакана русов. В литературе высказано предположение, что они
прибыли из Крыма. Однако, если бы русы имели владения в Крыму, их послам ничто
не мешало бы вернуться домой прямым путем по морю. В действительности послам
хакана пришлось избрать кружной путь, чтобы миновать хазарские степи.
"Повесть временных лет" свидетельствует о том, что князь Рюрик,
утвердившись в Новгороде, отпустил своих "бояр" Аскольда и Дира в
поход (его отождествляют с походом 860 г.) на Константинополь, после чего те
вернулись в Русь и стали княжить в Киеве, но это сообщение трудно принять на
веру из-за его очевидной легендарности. Имена викингов (конунгов), совершивших
нападение на Царьград, а затем заключивших мир с императором, установить
невозможно.
Первое норманнское
княжество в Восточной Европе получило название каганата по той причине, что
образовалось оно на периферии Хазарского каганата. Типичными поселениями
скандинавов той эпохи были "торговые места" - вики, ставшие
историческими предшественниками городов Северной Европы. Как установлено
исследователями последних лет, имеется много сходных черт между виками и
неукрепленными поселениями типа Ладоги в Восточной Европе. Археологи
охарактеризовали их как открытые торгово-ремесленные поселения полиэтнического
характера. Сходство со скандинавскими виками создает почву для утверждения, что
норманны-русы сыграли особую роль в основании подобного рода поселений. И на
севере и на востоке Европы вики никогда не укреплялись. Объясняется это
достаточно просто. Норманны вели войну на кораблях и в случае опасности
мгновенно покидали свои пристани. Их стоянки далеко не сразу превратились в
постоянные поселения. Подобно степнякам, кочевники моря - норманны не нуждались
в сухопутных крепостях. В период "великого переселения" образ их
жизни нельзя назвать вполне оседлым.
Самый древний из русских
городов - Ладога возник на севере не потому, что здесь сложились условия,
наиболее благоприятные для возникновения городской жизни. Ладога располагалась
поблизости от Скандинавии, а потому первые норманнские колонии возникли именно
здесь уже в VII в. Виками (с точки зрения их происхождения) были и некоторые
другие неукрепленные поселения, появившиеся на водных артериях Восточной
Европы. С древних времен первостепенное значение имел путь из Ладоги в Волгу.
По нему в Скандинавию поступало серебро из стран арабского Востока. Самым
крупным виком на этом пути было городище Тимерево близ будущего Ярославля на
Волге. Другой путь, известный из летописи как "путь из варяг в
греки", пролегал в южном направлении. Главными стоянками русов здесь стали
Рюриково городище на Волхове под Новгородом и Гнездово на Днепре под
Смоленском. Предводитель русов носил титул хакана. Как видно, ранний русский
каганат образовался еще в те времена, когда русы поддерживали наиболее
интенсивные связи с Хазарией, а не с Византией. Открытие рунических надписей на
восточных дирхемах из кладов VIII-IX вв. наводит на мысль, что ранний этап
восточноевропейской торговли следует рассматривать не как арабский, а как
норманно-арабский.
Русы надолго задержались на
хазарских границах, о чем свидетельствует расположение их городищ со
скандинавскими могильниками. Самый крупный норманнский некрополь располагался в
Гнездово под Смоленском. В Киеве отмечено едва ли не единственное погребение
скандинавского воина, найденное на территории "города Ярослава".
Отсюда следует, что Киев в отличие от Гнездово не принадлежал к числу ранних
виков, а значит не мог быть столицей каганата русов в середине IX в. Киев
располагался на границе великой степи. Норманны же предпочитали держаться на
достаточном расстоянии от степных кочевий. Степь служила своего рода барьером
на пути продвижения норманнов в пределы Восточной Римской империи. Из-за
отдаленности виков греки не могли назвать ни одного "города" русов,
который бы мог принять назначенного для их крещения архиепископа. В IX в.
процесс становления норманнских княжеств в Восточной Европе был далек от
завершения. Ранний каганат русов середины века был, скорее всего, союзом
военных предводителей викингов - конунгов, объединившихся для войны с соседними
государствами. С распадом союза каганат исчез с лица земли, а вместе с ним
исчезло христианское архиепископство, которое предлагали образовать для русов
греки.
По-видимому, проникновение
русов в восточнославянские земли протекало без длительных кровавых войн и
ожесточенных сражений. Примерно такой же характер носило расселение славян на
землях, обитателями которых были редкие и малочисленные финские племена. Иными
по своему характеру и последствиям были вторжения викингов в пределы давно
сложившихся государств - Византийской империи и Хазарского каганата. Чтобы
воевать с их армиями, обладавшими военным превосходством, русы стали привлекать
к участию в своих походах славянскую знать и племенные ополчения. Помимо того,
славяне строили суда для викингов, снабжали их припасами и пр. Славянские
поселения становились своего рода "спутниками" виков. Приток славян в
такие поселения далеко превосходил приток скандинавов в вики. По этой причине
Рюриково городище со временем уступило располагавшемуся неподалеку Новгороду, а
Гнездово - Смоленску. Отмеченный археологами "перенос городов" на
Восточно-Европейской равнине был связан, скорее всего, с раздельным
существованием норманнских виков и славянских поселений на раннем этапе их
истории. Начавшийся процесс ассимиляции норманнов славянским населением изменил
ситуацию. "Торговые места" уступили место полиэтническим поселениям,
которые начали превращаться в столицы конунгов и их княжеств.
На обширном пространстве от
Ладоги до днепровских порогов множество мест и пунктов носили скандинавские
названия. Тем не менее, следы скандинавской материальной культуры в Восточной
Европе немногочисленны и неглубоки. Русы не строили укреплений и пользовались
услугами ремесленников, жителей стоявших поблизости славянских поселений.
Неудивительно, что предметы норманнской культуры на Руси со временем исчезли
под мощным слоем славянской культуры.