Алесксандр Шарымов. О Руси, варягах-русах и Рюрике Альдейгьюборгском.
Многие современные историки
этот факт игнорируют, опираясь на свидетельство ПВЛ, Новгородских и иных
летописей, в которых Новгород как данность упоминается как минимум с 862 года -
то есть, со времени прихода туда Рюрика с братьями. Но мы-то с е г о д н я уже
знаем, что в IX веке Новгорода не существовало, и стало быть, не может речи
идти ни о каких "новгородских ратях и князьях". И коль скоро
"Житие" говорит о походе русов, то и возглавлял их, несомненно,
русский князь.
Нас не интересуют сейчас
частные перипетии этого похода, о котором автор "Жития" говорит лишь
для того, чтобы продемонстрировать осуществляемые святым Стефаном чудеса. Нас
интересует другое: кем был князь Бравлин?
10. Историко-хронологические
ряды
Надо сказать, тут я вступаю
в область догадок, которые не подтвердишь стопроцентно. Когда речь идеть о
временах столь давних, стопроцентных истин практически вообще нет. Документов
почти не существует; летописание еще не началось (время его позже); а саги,
легенды, мифы не есть реалии, на которые можно опираться безоговорочно (хотя
игнорировать их никоим образом нельзя). Значит, в ход должны идти
умозаключения.
В их основу я кладу понятие
об историко-хронoлoгическом pяде.
Есть известные нам сегодня
факты и имена. О них говорят и современные событиям произведения народного
творчества, и в редких случаях - документы, а также позднейшие летописи и
хроники. Это так сказать, некая "историческая основа".
Есть положение этих имен и
фактов в хронологическом ряду, которое достаточно точно устанавливается либо
самими этими источниками, либо вычисляется с той или иной мерой достоверности.
Это я рассматриваю как "хронологическую основу".
И есть исследователь,
который сопоставляет "историзм" фактов и имен с их "местом в
хронологии" - и, сделав ряд выводов, ставит на этой основе имена и факты в
некий цельный ряд (верно или неверно - судить и специалистам, и читателям).
Лондонский историк Николай
Беляев писал в статье "Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи"
об имени "Бравлин":
"Мне думается, что имя
это было прилагательным и являлось воспоминанием о Бравалле, где носитель его
мог сражаться и заслужить себе отличие"(10).
Соглашаясь с тем, что имя
князя Бравлина связано с Бравалльской битвой, позволю высказать иное мнение,
объясняющее генезис этого имени. Для этого займемся арифметикой.
Бравалльская битва была в
770 году. На Сурож русы во главе с Бравлином напали примерно в 813 году (в ту
пору на епископской кафедре в Суроже еще правил упомянутый "Житием"
Филарет, реальное историческое лицо). Если, по предположению Беляева, имя
"Бравлин" связано с участием некоего воина в Бравалльской битве (от
которой он и получил свое прозвище) и если мы примем его возраст к моменту
участия в этой битве, скажем, лет в тридцать, то к 813 году ему должно было
быть: 30 + 30 (время от 770-го до 800 года) + 13 = 73 года.
Мог ли более чем
семидесятилетний старец возглавлять многодневный дальний поход, принимать
участие в битве, с мечом в руках (по тексту "Жития") взламывать
городскую и церковную двери и т.д.? Не думаю. Вероятно, все же, Бравлин должен
был быть хоть на четверть века помоложе, то есть родиться долженствовало ему не
около 745, а около 770-775 года.
Но тогда ясно, что в битве
при Бравалле он принять участия не мог. Он мог в год Браваллы в лучшем случае
родиться. И тогда логично предположить, что имя свое он получил в память битвы
лишь потому, что участником ее был, вероятно, его отец или близкий родственник
(или тот и другой).
Есть два таких
родственника, один из которых стал в год Браваллы конунгом шведов, а другой был
"королем русов": это были братья Сигурд Ринг и Регнальд Русский.
Потомок Сигурда нам известен: это знаменитый рыцарь Рагнар Лодброк. А вот о
потомстве Регнальда Русского ни сказания, ни легенды, ни летописи свидетельства
нам не оставили.
И здесь важно представить
последовательность, в которой стоят персонажи на исторической сцене: кто за кем
и кто кого сменяет. Мы помним, что в истории вслед на Регнальдом действует ни
кто иной, как Бравлин, водивший русов на Сурож. Бравлин, повторю, был,
несомненно, русом. Мало того, полагаю, что он, родившийся в год Браваллы, был
назван в ее честь ни кем иным, как его отцом, который был вождем русов и сам
принимал участие в этом сражении. А таким вождем был, опять-таки, ни кто иной,
как Регнальд Русский.
Иными словами, я считаю,
что род Бравлина восходит через его отца Регнальда Русского к легендарному Скьолду
и его отцу Одину, то есть Бравлин принадлежит к династии Скьолдунгов, как будут
принадлежать к ней и его потомки, среди коих ближайшие сыграют свои роли в
истории летописной Руси, Приневья, вслед за чем - Руси Приильменской и Руси
Киевской.
11. Немного арифметики по
поводу Буривоя и Гостомысла
В левой части
"Генеалогической таблицы", приведенной в этом очерке, помещены и
сведения о легендарных простославянских князьях, упомянутых в Иоакимовской
летописи, которую приводит в своей "Истории Российской" Василий
Татищев. Современный историк Игорь Фроянов с сочувствием пишет:
"В так называемой
Иоакимовской летописи, которой пользовался В.Н.Татищев, сквозь легендарную
дымку виднеются князья, что свидетельствует о существовании в средневековой
отечественной историографии традиции, относившей княжескую власть Новгороде к
доваряжским временам"(11).
Сделав нужную поправку на
то, что в "доваряжские времена" Новгорода еще не существовало, примем
это мнение к сведению.
Генеалогический ряд
легендарных князей заканчивается именами уже летописными - Буривоя и
Гостомысла. Иоаким пишет: "По
смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сынове его до Буривоя, иже
девятый бе по Владимире, имяна же сих осьми неведомы,.. разве в песнех древних
воспоминают"(12).
Владимир мог бы княжить,
как полагают нынешние историки, около 530 года. А еще у них есть в ходу такое
понятие, как "активная деятельность одного поколения", выражающееся
тридцатилетним циклом. Взяв такой цикл за основу, получаем, что княжение
Буривоя, "девятого по Владимире", началось у ильменских словен
примерно в 800 году (530 + 270/30 х 9/ = 800).
Предположив, что Буривой
начал княжить в возрасте уж никак не моложе четверти века, получим примерную
дату его рождения - 775 год. Можно предположить, что к двадцати годам Буривой
мог уже и жениться, и обзавестись сыном, а отсюда год рождения его сына
Гостомысла (об этой степени родства сообщает Иоаким, указавший также, что
Гостомысл имел четырех сыновей они погибли молодыми - и трех дочерей) определим
как 795-ый. Опять-таки, предположив, что первая дочь родилась у него к двадцати
его годам (715 год), вторая - ее звали Умилой, скажем, через год (717), третья
- в 719 году, а сыновья с 720 по 725 годы, - получим хронологию его семейства.
Можно, опять-таки,
представить, что старшая дочь его вышла замуж лет восемнадцати - и в 734 году
родила сына, а Умила, последовавшая ее примеру, была отдана замуж в 735 году, и
год спустя у Гостомысла появился второй внук, а в 737-ом и 738 года в семье
Умилы родилось еще двое сыновей.
Все эти даты вычислены
путем простейших подсчетов и не столь уж дерзких допущений. Нам нужно осознать
и то, что они предположительны, и то, что они в о з м о ж н ы, ибо нам надо
будет сейчас уложить их в общую хронику руси-варягов.
12. ПВГ и конунг Хакан
Видный исследователь жизни
населявших Скандинавию, Приневье, Поволховье и Приильменье народов, а также
развития пути "из Варяг в Греки" (коротко - ПВГ) Глеб Лебедев пишет:
"Волхов вместе с
реками восточного Приильменья уже на исходе VIII в. был включен в систему
международных коммуникаций... Волховско-Днепровская магистраль, протяженностью
около 1500 км,
начиналась в восточной оконечности Финского залива и проходила по Неве
("устье озера Нево"), юго-западной части Ладожского озера, Волхову,
оз. Ильмень, Ловати, с переходом из Балтийского бассейна в Черноморский, по
рекам Усвяче, Каспле, Лучесе, верхнему течению Западной Двины (где открывался
еще один выход на Балтику) и системе волоков на Днепр в районе Смоленска.
Отсюда начинался путь по Днепру, с важным перекрестком в районе Киева,
труднопроходимым участком днепровских порогов и выходом на простор Черного моря
в непосредственной близости от Херсонеса (Корсуни) и других византийских
владений в Крыму"(13).
Как мы уже видели,
русы-варяги освоили этот путь еще в начале IX века, совершив поход на Сурож. А
еще спустя лет двадцать по ПВГ вновь прошла армия русов, совершившая нападение
на южночерноморский город Амассеру (Амастриду). Руководитель русов был, судя по
тексту "Жития св. Георгия Амастридского", о котором я упоминал выше,
значительно моложе Бравлина, водившего русов на Сурож. Молодой рус, кроме всего
прочего, был сведущ в сути христианских воззрений, о которой он, несомненно,
узнал от участника прошлого похода, вероятно, от руководжителя его и, вероятно,
от своего отца.
Но кем же тогда был этот
сын? Кто следующим стоит в хронологическом ряду среди хоть как-то запечатленных
в истории личностей? Есть ли вообще в истории такая личность?
Такая личность есть - и
человека этого звали Хаканом (ударение - на первом слоге). О нем мы имеем
документальное известие, о котором сейчас и поведем речь.
13. Конунг Хакан и
"Бертинские анналы"
В 839 году епископ
Пруденций Галиндо сделал запись в так называемых "Бертинских анналах"
о том, что 18 мая франкский император Людовик Благочестивый принял при дворе в
Ингельхайме посольство византийского императора Феофила, направившего вместе с
ним к Людовику "...неких людей, которые утверждали, что они, то есть их
народ, зовутся Рос, и которых их король, называемый Хаканом, направил к нему
/Феофилу/ ради дружбы, как они уверяли..."(14).
Далее Пруденций отметил в
"Анналах" просьбу Феофила предоставить послам Хакана возможность
безопасно вернуться в их страну, ибо путь, которым они прибыли в
Константинополь, шел по землям варварских и агрессивных народов. Расспросив
послов, император выяснил, что они принадлежали к народу свеонов, то есть
шведов. Пруденций пишет далее: "Считая их скорее разведчиками, чем
искателями дружбы, он решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно
выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет"(15).
О дальнейшей судьбе
посольства мы ничего не знаем. Но не она нас сейчас интересует, а то, что
впервые в европейском, современном описываемому событию д о к у м е н т е,
зафиксировано было как имя "Рос"="русь", так и имя
"короля" русов - Хакана (упоминание Регнальда Русского хотя и
относилось ко времени более раннему, но сделано было хронистом XII века).
О том, что в Ингельхайме
посланцев летописной Руси приняли за шведов, надо сказать, что она и была
страной скандинавской - и как могли варяги-русь определить свою географическую
принадлежность, не прибегая к известному в Европе адресу: "рядом со
шведами, со свеонами"?
Где только историки не
"располагали" страну посланцев Хакана: и в Среднем Поднепровьи, и в
Швеции, и в Среднем Поволжьи! Но мало кто обратил внимание, что путь посольства
точно совпал с описанным в ПВЛ маршрутом ПВГ от "острова русов" в
Карелии по Неве, Волхову и Днепру - и кружным путем вокруг Европы, которым
послы в конце концов и воспользовались...
Итак, следующим после
Бравлина в хронике руси-варягов был "король народа Рос" Хакан (это -
весьма употребимое в Скандинавии имя, а не видоизмененный титул
"каган", как говорят многие историки) - и мы имеем все основания
считать, что он наследовал престол по смерти своего отца, после чего и направил
посольство "ради дружбы" к императору Феофилу.
14. Иоаким о Буривое и
призвании Гостомысла
Теперь обратимся к
следующим по времени событиям, относящимся к соседям руси-варягов: к обитавшим
в Поволховьи и Приильменьи племенам руси-ижоры, чуди, веси и словен. Они были
объединены в общий конфедеративный союз, управлявшийся советом старейшин,
выдвигавшх единого вождя. Одно время им был Буривой. Иоаким сообщает о нем в
своей летописи: "Буривой, имея
тяжку войну с варязи, множицею побеждаша их и овлада всю Бярмию (возможно, тут
- нынешняя Карелия. А.Ш.) до Кумени (ныне Кеми-йоки. - А.Ш.). Последи при оной
реце побежден бысть: вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы,
иже на острове сый крепце устроенный (видимо, нынешний Приозерск. - А.Ш.), иде
же князи подвластные пребываху, и тамио, пребывая, умре. Варяги же, абие
пришедше град Великий (то есть, в Ладогу. - А.Ш.) и протчие обладаша и дань
тяжку возложиша на словяны, русь и чудь. Людие же терпяху тугу велику от варяг,
пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит в Велице граде.
И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань
варягом отрече, и, шед на ня, победи..."(16).
Итак, по Иоакиму, на
племена руси-ижоры, словен и чуди напали некие "варяги", о которых
пишет и автор ПВГ. Было это до 859 года, ибо к тому времени "варяги"
эти покорили еще и кривичей с весью. Кто же осуществил эту экспансию?
В известном сочинении
великого исландского поэта и историка Снорри Стурлусона
"Хеймскрингла" ("Круг земной") рассказано о тинге -
народном собрании, которое состоялось 15 февраля 1018 года в Уппсале; некий
Торгнир сказал тогда: "Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика
Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето
предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд
и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд ("Восточных
странах". - А.Ш.)"(17).
Современная скандинавистка
Татьяна Джаксон пишет, ссылаясь на работы шведского историка Биргера
Нермана: "...По хронологии
Б.Нермана, шведский конунг Эйрик умер в 882 г. в преклонном возрасте;.. по мнению
Нермана "Аустрвеги" ("Восточные пути" - примерно то же, что
"Аустрленд". - А.Ш.) Эйрик покорил в 850-859 гг."(18).
Таким образом, мы вполне
резонно можем предположить, что уппсальский конунг Эйрик Эмундарсон и был тем
вождем "варягов", несомненно, шведов, которые до 859 года разбили
войско князя Буривоя, покорив затем финнов, карелов, эстов, куршей, а также
"Аустрленд" с главным "градом Великим"-Ладогой, то есть
земли руси-ижоры, словен, веси и кривичей с мерей.
15. Призвание Рюрика
Многие историки по сию пору
недоумевают, как это вышло: сначала, мол, прибалтийско-словенские племена
прогнали варягов, а потом, охваченные усобицами, вновь обратились к ним:
"И идоша за море, к
варягам, к руси. Сице бо ся зваху тье варязи русь, яко се друзии зовутся свие,
друзи же урмане, англяне, друзии готе, так и си. Реша русь, чюдь, словени и
кривичи и вси (интересно, что Дмитрий Лихачев перевел это место так:
"Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь..." - вместо
"сказали русь..." - "сказали руси..."): "Земля наша
велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами".
И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и приидоша;
старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другой, Синеус, на Беле-озере, а третий
Изборсте, Трувор"(19).
Итак, автор ПВЛ утверждает,
что "призвание варягов-руси" произошло из-за усобиц, а мотив избрания
именно Рюрика с братьями абсолютно непонятен: почему позвали этих, а не других?
Иоаким дает совсем иное
объяснение. Он говорит, что после изгнания врягов-шведов Гостомысл занедужил.
Все его сыновья к тому времени умерли, и он не знал, кто наследует ему. Он
обратился к вещунам - и те сказали ему, что наследовать ему будет его
родственник. А тут во сне он увидел, что из чрева его средней дочери Умилы
выросло дерево, плоды которого напитали всю землю. И Иоаким завершает рассказ
так: "Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли
от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и посла
избраннейшия в варяги просити князя. И приидоша по смерти Гостомысла Рюрик с
двемя браты и роды ею... Рюрик по смерти братии облада всею землею, не имея ни
с кем войны. В четвертое лето княжения его переселися от старого в Новый град
великий ко Ильменю (подразумевается уже существовавшее к той поре тремя
километрами южнее нынешнего Новгорода Рюриково городище. - А.Ш.).... По смерти
же отца своего облада варягами, емля дань от них"(20).
Кто был князем,
"королем русов" до Рюрика, мы знаем: это был Хакан, около 735 года,
как я предположил, женившийся на средней дочери Гостомысла Умиле. Та примерно в
736 году родила ему сына Рюрика, а вскоре еще и Синеуса с Трувором.
Таким образом, князь, пришедший
в Ладогу с "острова русов", с нынешнего Карельского перешейка, в 862
году, был достаточно молод: ему исполнилось около 28 лет.
Можно предположить, что еще
в 860 году он участвовал в походе русов на Царьград, когда по "пути из
Варяг в Греки" мимо Ладоги, только что освобожденной Гостомыслом от
варяговшведов Эйрика Эмундарсона, прошла сильная рать русов, коих, вполне
возможно, возглавлял Рюрик и в числе коих, вполне возможно, были его
"бояре" Аскольд и Дир, вскоре после призвания Рюрика в Ладогу отправившиеся
к Царьграду, чтобы поступить там на службу к императору, заключившему мир с
русами четыре года назад, но по пути оставшиеся княжить в "граде
малом" Киеве, до того платившем хазарам унизительную дань.
Поход 860 года произвел на
ладожан впечатление - и послужил дополнительным стимулом для призвания Рюрика с
братьями.
16.Заключение: кто же таков
Рюрик Альдейгьюборгский?
Прежде всего: как его
именовать? Историки давали ему разные имена: Рюрик Новгородский, Рюрик
начальной летописи, Рюрик Ладожский. "Новгородский" отпадает: в годы
его жизни Новгорода еще не существовало. "Начальная летопись" тоже
неточна: основные сведения о Рюрике мы получаем из Иоакимовской летописи, а не
из ПВЛ. Более всего подходит "Рюрик Ладожский", но я бы предложил
именовать его Рюриком Альдейгьюборгским: скандинавы называли Ладогу
Альдейгьюборгом - и это ототражает карельско-скандинавский момент его
происхождения.
Приводимая ниже
генеалогическая таблица проясняет нетождественность Рюрика Альдейгьюборгского и
Рорика Ютландского, с которым многие историки соотносят нашего героя. Но наш
Рюрик был лишь внучатым племянником рыцаря, некогда известного в Ютландии и
Фрисландии. Это были абсолютно разные люди.
Рюрик был русом и сыном
"короля народа Рос" Хакана, внуком Бравлина, правнуком Регнальда
Русского, праправнуком Рандвера, прапраправнуком Радбарда Гардского и Ауды
Глубокозадумчивой, прапрапраправнуком Ивара Широкие Объятия и потомком
мифического Скьолда и его отца Одина. Рюрик принадлежал, таким образом, к
харизматическому скандинавскому клану Скьолдунгов - и покровительство богов
давало его власти качество силы и непререкаемости, реально помогшей его
наследникам сохранить ее на протяжении веков, до смерти царя Федора в 1598
году. Но при этом Рюрик был потомком и словен - Буривоя и Гостомысла. И такой
взгляд на его генезис и неожиданен, и свеж.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Повесть временных лет. Часть первая.
Текст и перевод. М.-Л., 1950. С.с. 205, 206 (далее: ПВЛ... С. ...).
2. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.
С. 187.
3. Рыбаков Б.А. Сампо и сейды. // Новое в
археологии СССР и Финляндии. Л., 1984. С. 77.]
4. Паранин В.И. Историческая география
летописной Руси. Петрозаводск. 1990. С. 144 (далее: Паранин... С. ...).
5. Цит. по: Новосельцев А.П. Восточные
источники о восточных славянах и Руси VI-XI вв.//
6. Древнерусское государство и его
международное значение М., 1965. С. 397-398.
7. Там же. С. 400.
8. Паранин... С. 116-117.
9. Татищев В.Н. История российская. Собрание
сочинений. Том I. История российская. Часть первая. М., 1994. С. 110 (далее:
Татищев... С. ...).
10. Беляев Н.Г. Рорик Ютландский и Рюрик
начальной летописи. // Seminarium kondakovianum. Сборник статей по археологии и
византиноведению, издаваемый семинарием имени Н.Г.Кондакова. III. Прага, 1929.
С. 220-221.
11. Татищев... C. 108.
12. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Л., 1992.
С. 57.
13. Лебедев Г.С. Эпоха викинов в Северной
Европе. Л., 1985. С. 91.
14. Цит. по: Назаренко А.В. Русь и Германия в
IX-X вв. //Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1994. С. 18.
15. Цит. по: Памятники истории Киевского
государства IX-XII вв. Л., 1936. С. 23-24.
16. Татищев... С. 115.
17. Цит. по: Джаксон Т.Н. Исландские
королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). М., 1994. С. 73.
18. Там же. С. 152.
19. ПВЛ... С. 18.
20. Татищев... С. 110.
Полная версия: http://www.priozersk.ru/1/text/0013.shtml
|