История России скрывает
много тайн. Одну из них без преувеличения можно именовать стройкой века. Среди
жителей Приморья и Сахалина до сих пор ходят слухи о существовании между
островом и материком подводного туннеля, сооруженного по приказу всесильного
диктатора Иосифа Сталина.
Туннель или мост?
Идея строительства туннеля
на Сахалине выдвигалась еще в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности
она так и осталась красивой идеей. Следующая попытка строительства туннеля,
точнее, изысканий для его сооружения, была предпринята в 1929-1930 годах. Но
для ее практической реализации в Стране Советов не было ни средств, ни технических
возможностей.
В конце 40-х годов идеей
соединения Сахалина с материком железной дорогой заинтересовался Сталин. Это
был разгар «холодной войны». В Китае, Лаосе, Вьетнаме, Корее шли гражданские
войны, в которых активное участие принимали американские и французские войска.
Встал вопрос об укреплении дальневосточных рубежей СССР, и остров Сахалин стал
рассматриваться как стратегический плацдарм.
В 1949 году на заседании
малого Политбюро был рассмотрен вопрос, что строить через пролив - туннель или
мост. Начальник Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД
Ф.А. Гвоздевский был уверен: «Необходимо строить туннель. Только туннель может
стать практически недосягаемым для бомбардировщиков в случае войны и неуязвимым
для северных двухметровых волн».
5 мая 1950 года ЦК КПСС и
Совет министров приняли секретное постановление о производстве изысканий,
проектировании и строительстве в 1950-1955 годах железнодорожной линии
Комсомольск-на-Амуре - Победино на Сахалине с туннельным переходом через
Татарский пролив, который обеспечил бы надежную и безопасную связь острова с
материком. Использовать туннель предполагалось, в основном, для военных целей,
в частности - для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии.
Соответственно для пущей секретности строительство туннельного перехода было
поручено МВД СССР.
Для строительства
подводного туннеля был выбран наиболее узкий участок пролива. Протяженность его
от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять
около 10 км.
О строительстве этого секретного объекта ходили самые разные слухи. В некоторых
газетах, особенно уфологической направленности, в конце прошлого столетия даже
появились статьи, что туннель под Татарским проливом был построен, но после
смерти Сталина заброшен. В них даже приводились рассказы искателей острых
ощущений, будто бы побывавших в полузатопленном туннеле и видевших в нем
брошенную проржавевшую технику. Более серьезные издания: газета «Аргументы и факты»
и журнал «Техника молодежи» сетовали на то, что строили туннель заключенные, и
потому живых свидетелей, знающих о его существовании, не осталось. Но это не
так.
В подмосковном городе
Дзержинском жил пенсионер Николай Семенович Силиков, С которым встречался автор
статьи. В 1950 году Силиков вместе с З2 жителями столицы был завербован на
специальные работы и отправлен на Дальний Восток. Все эти люди были прекрасными
знатоками своего дела: кто в строительстве туннелей, кто в сварочных работах,
кто в создании бетонных конструкций. В октябре их привезли в глухую тайгу, на
берег пролива, отделяющего остров Сахалин от материка. Жили сначала в
25-местных палатках. Потом возник благоустроенный поселок. Руководил работами
генерал-лейтенант НКВД А.А. Ермолов.
Все готово к старту
Здесь должен был быть
построен первый в мире подводный туннель. В первый же месяц был проложен специальный
телефонный кабель, соединяющий будущий поселок строителей со столицей. По этому
кабелю генерал-лейтенант Ермолов регулярно отчитывался перед Сталиным о ходе
работ и зачитывал список необходимых для строительства материалов.
Прошел месяц. В тайге
появилось шесть тысяч заключенных из сибирских лагерей. Точнее, это были уже не
заключенные: все они числились досрочно освобожденными, но жить до окончания
строительства туннеля должны были в затерянном в тайге поселке. Прибыли к
Татарскому проливу и четыреста вольнонаемных из многих городов Сибири. Поселок
быстро рос. Из Японии был доставлен специальный поезд. Стала прибывать тяжелая
техника: самосвалы, бульдозеры, экскаваторы. Все участники будущего строительства
получили повышенную зарплату. На первую же получку Николай Семенович смог бы
купить себе легковую машину.
Вообще организовывать быт в
то время умели. Поселок на Дальнем Востоке снабжался продовольствием лучше, чем
Москва. Вскоре здесь поднялись первые здания, появился даже ресторан. Двигались
работы и по прокладке туннеля: были пробиты первые шурфы, началось сооружение
входов на материке и с противоположной стороны пролива на острове. Все было
готово для ускоренной проходки З6-километрового туннеля, почти треть которого
должна была пройти под водой.
И тут... умер Сталин.
Стройку сначала заморозили, а затем после амнистии, под которую попали
большинство работавших на сооружении туннеля заключенных, вообще прикрыли. Советский
проект века, который мог бы почти на 45 лет опередить строительство туннеля под
Ла-Маншем, не состоялся и безвременно «почил в бозе».
Идея строительства
туннельного перехода через Татарский пролив пережила Советский Союз. С
подобными предложениями в 1992 году выступил начальник Сахалинской железной
дороги А.Б. Васильев. В 1999 году уже министр путей сообщения Николай Аксененко
заявил о необходимости разработки проекта соединения железнодорожной сети
Сахалина с материком, в 2000 году представители проектных организаций провели
обследование местности. Но пока на этом все и остановилось.