В стольном граде первые колокола появились при Иване Калите. Для того
чтобы подчеркнуть зависимость Тверского княжества от Москвы, в 1338
году из Спасского собора Твери был привезен колокол. В период с 1346 по
1480-е, судя по летописи, происходил захват колоколов из покоренных
Москвой княжеств и городов — Смоленска, Пскова, Городца, вечевого
колокола из Новгорода, а после войн с Ливонским орденом множество
колоколов было вывезено из городов Феллина и Тарвасту.
В 1494 году в Москву послом в Италии Семеном Толбузиным был приглашен архитектор и литейщик Аристотель Фиораванти.
В конце XV века на реке Неглинной (ныне Пушечная улица) был построен
«Пушечный двор», просуществовавший несколько столетий. В 1503 году Иван
III повелел Фиораванти и Петру Фрязину отлить колокол весом 400 пудов.
Московские колокола всегда отливались лучшими мастерами и славились по
всей Руси необыкновенно красивым «голосом». При Иване Грозном были
изготовлены колокола, которые украшали Вознесенский и Новодевичий
монастыри до начала ХХ века.
Тем не менее царь Иван IV также продолжал вывозить колокола из
покоренных городов. При правлении его сына, а далее — Бориса Годунова
на Пушечном дворе работали только русские мастера под руководством
Андрея Чохова. Тогда был отлит крупнейший для того времени колокол
весом 2 450 пудов для Успенского собора Кремля, прозванный в народе
«Годуновским».
С того же времени на Руси стали появляться колокола —настоящие
произведения искусства, украшавшие собой многие монастыри и церкви
Москвы. После переноса столицы в Петербург литейные работы были
заморожены, а несколько позже этим занялись частные предприниматели.
Вершиной творчества завода Моториных стал Царь-колокол, купца Слизова —
Большой 3 233-пудовый Успенский колокол, погибший во время войны 1812
года. Позднее все большие колокола отливались на заводе П.Ф.
Финляндского, выполнявшего в основном заказы императорской семьи. Одним
из почетнейших заказов стал колокол весом 4 008 пудов 39 фунтов для
Храма Христа Спасителя.
К величайшему сожалению, основная масса этих колокольных шедевров
погибла в 1920—30-х годах во время кампании по их уничтожению. И лишь с
начала 1990-х началось возрождение древнего колокололитейного дела.