В славянской низшей мифологии – призрак, видение; дух в облике женщины, Смерть. Мара
– одно из самых древних, таинственных и "смутных” существ в поверьях
русских крестьян. Мара – дух в облике высокой женщины или, напротив,
сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда
красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черное и рвань, а
также космата.
Мара шьет и прядет в лунные ночи, но делает это не к добру. Она рвет
и путает кудель и пряжу хозяек, которые оставили все это без
благословения.
Сходные названия имеют и подобные существа у других индоевропейский
народов, и в частности у славян. Мара украинцев – призрак, привидение,
злой дух. Мора сербов – домовой, mora, zmora поляков – кошмар.
Мара русских поверий не столько воплощенный ночной кошмар, сколько
воплощенная судьба, божество-пряха, ведающая перемены в судьбах
обитателей дома, а также губительный для детей призрак. Мара как
призрак появляется часто в доме, но не только. Это "злой дух,
присутствующий везде”, "злое существо, воплощающее смерть”. Слово
"Мара” означает "туман, мгла, марево”. В этом мара схожа с Белой
Женщиной – повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья.
Мара это и полудница – красивая девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов.
Мареной называли чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое,
разрываемое или потопляемое во время праздников проводов зимы, а также
в ночь на Иванов день. Такая фигура могла воплощать уходящий отрезок
времени – зиму (смерть), весну – или божество, связанное с плодородием,
растительностью, соотносимое также с русалками и ведьмами. Древние
авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине
вроде Гекаты и Деметры (одновременно, смерть и плодородие).
Образ мары в русских повериях в соответствии и со значением ее –
призрачен. Остались только отрывки каких-то испостасей. Это туман и
марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время
– в полдень дня или года, в полночь дня или года. Переломы года таким
образом сочетаются и с переломами судьбы человеческой.
Проведено много исследований на тему трактовки общеиндоевропейского
корня mr, связанного с санскритским – mrtis, латинским – mors, русским
съ-мьрть. Полагают, что в образе Мары отразился древний архетип,
связанный с морем и смертью. В образе Мары действительно видят
сочетание рождения, плодородия и смерти.
Объединяют также Мару-Вселенную, Мару-Судьбу, Мару-Женщину и
Мару-Дерево. Полагая, что в мифологическом мышлении судьба, доля
человека может представлять собой "долю”, часть вселенной (подобною
ему) и быть отдельным существом (двойником, огнем, растением).
Мара также – смерть, море, мрак, мир; душа и доля, источник и конец
бытия; существо, наделенное универсальной властью, особенным образом
влияющее на судьбы людей.
|