Обычай встречать Масленицу
возник задолго до принятия христианства на Руси. Изначально этот праздник носил
мистический, языческий характер и праздновался в течении двух недель. Неделю до
весеннего равноденствия – проводы зимы, и неделю после – встреча весны.
В это время самым главным
блюдом, которое несет в себе сакральный смысл, являются блины. Они
ассоциируются с солнцем – горячие, круглые, желтые. Считалось, что при поедании
блинов в человека переходит частица силы Солнца, которая была совсем не лишней
в конце зимы.
После принятия христианства
праздник, учитывая его популярность, никто не стал запрещать, традиции предков
и традиции религиозные гармонично переплелись. Но проводы зимы все же
подкорректировали, сократив до одной недели, привязав к Великому посту и сделав
последний день Масленицы Прощеным воскресеньем.
В христианской трактовке
Масленица – это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.
Прощение других, примирение с обидчиками, общение с ближними, праведные
поступки... Неслучайно первый испеченный на Масленицу блин должен быть отдан
нищим на помин душ умерших.
В старину Масленицу
встречали так, что можно позавидовать. Каждый день Масленичной недели был
расписан. В целом вся неделя посвящалась тесному общению с родственниками и
различным забавам. Так, в первые два дня молодежь общалась между собой, в среду
зятья приходили к тещам на блины, а в четверг теща, в свою очередь, должна была
прийти на угощение к зятю. С четверга же обычно начиналось настоящее гулянье.
Последние три дня Масленицы
были посвящены катанию на санях. Часто для таких гуляний специально покупались
новые сани. Вдоль улиц в это время скользила непрерывная вереница разнообразно
украшенных саней и нарядных седоков. Сидящие в них весело здоровались, шутили и
смеялись.
Катались с горок. Причем в
равнинных местностях горки делали сами, из снега и досок, облитых водой.
Катались на всем, чем можно – шкурах намоченных и замороженных, в плетеных корзинах
с низким бортиком, похожих на тазы. Катались в выдолбленных стволах деревьев и
даже на облитых водой и замерзших скамейках!
Естественно, все это
веселье сопровождалось криками, визгом, шутками, смехом и заигрываниями
празднично одетой молодежи. Добавьте сюда игру на гармошке, свирели, с
хороводами и песнями вокруг костра, и вам самим захочется там оказаться. Что
немаловажно и отмечалось многими летописцами, люди были добродушными,
искренними и вежливыми...
Ну и конечно же, каждый из
нас при слове Масленица вспомнит чучело из соломы и тряпок, которое обязательно
нужно сжечь на костре, завершая Масленичную неделю: только так, по обычаям
предков, можно проводить зиму и повстречаться с весной! При этом после сожжения
чучела молодые смельчаки состязались в прыжках через костер. Впрочем, этот
знакомый образ на самом деле не единственный: в старину зимушку провожали,
выгоняли не только посредством огня. Случалось, вывозили всей деревней
наряженную девицу за околицу, и окунали её там в сугроб, «проводив»...
Еще одной традиционной
забавой издавна считались снежные бои: строили снежные крепости и, разбившись
на две команды, устраивали настоящие баталии. Случалось, атаковали защитников
крепости даже на лошадях.
Масленичные гуляния
прекращались в конце воскресного дня (Прощеного воскресенья) после звона
колокола, призывающего к вечерней службе. Люди просили прощения у родных,
друзей и знакомых, прощали все обиды и открывали свои сердца долгой молитве и
воздержанию, ведь следующий за Прощёным воскресеньем понедельник – первый день
Великого поста...