7 января 1910 года в семье
рабочего Сергея Заслонова родился сын, которого назвали Константином. Поскольку
отец малыша был чернорабочим, а мама – прислугой в богатой семье, жизненный путь
младенца был предопределен: рабский труд. Причем с малолетства – как только
Косте исполнилось восемь лет, его определили пасти скот у богатея. Зимой, когда
работы не стало, он начал постигать науку жизни у сапожника.
К счастью, в России грянула
социалистическая революция, и все те, кто вчера были никем, стали вдруг всем.
Мальчишка начал учиться. Но больше цифр и букв его завораживала железная дорога
– огромные паровозы, рельсы, будто отполированные, шпалы. И неслучайно, как
только пришла пора определяться с будущей специальностью – Заслонов-младший
выбрал работу в депо.
Он вникал в каждую мелочь,
стараясь постигать железнодорожную науку скрупулезно. А когда ему было что-то
непонятно, Константин не стеснялся обратиться к опытным мастерам. И вскоре стал
одним из самых авторитетных специалистов: к нему уже приходили за советом
товарищи по работе. И начальство увидело, что из Заслонова будет толк – его
отправили учиться в Ленинградский институт путей сообщения.
Однако Константину так
толком и не довелось поучиться: уже через год перспективного парня возвращают
на железную дорогу, сказывается нехватка кадров. Был ли риск, когда 23-летнего
парня назначили сразу же помощником начальника депо станции Новосибирск? Вне
всяких сомнений. Но тогда на возраст мало смотрели, человека оценивали, прежде
всего, по профессиональным качествам. И Заслонов оправдал надежды – путейцы
обращались к нему очень часто, быстро поняв, что молодой специалист всегда
стоит на стороне справедливости.
А если учесть, что он очень
быстро схватывал все новое, не страшился риска, то вполне оправдано то
уважение, которое оказывали ему товарищи по работе, уже в этом возрасте
уважительно называя Сергеичем. С мнением помощника начальника были вынуждены
считаться и куда более опытные железнодорожники. Авторитет Заслонова возрос еще
больше, когда он внедрял новаторские методы движения составов. Кто-то посчитал
подобный риск чуть ли не вредительством, и вызвал сотрудников НКВД. Но Заслонов
сумел доказать: машинисты могут вести паровозы, даже если количество товарных
вагонов удвоить и утроить.
…Провожали «Сергеича» из
Новосибирска с тяжелым сердцем. Потому что прикипели к этому парню. Но и
понимали – человеку нужен профессиональный рост. А потому назначение Заслонова
начальником депо станции Рославль восприняли как должное. Константин Сергеевич
справился, и его перебросили на более крупный железнодорожный узел – станцию
Орша. Случилось это в 1939 году, и тогда еще никто не знал, что именно эта
станция сыграет в жизни молодого человека значительную роль.
С началом Великой
Отечественной войны Заслонова и многих его товарищей эвакуируют в Москву. Время
было очень тяжелое, фашистские полчища неуклонно подбирались к нашей столице.
Заслонов не может быть безучастным, а потому пишет письмо комиссару путей сообщения
с просьбой разрешить подобрать 20-25 человек «отборных орлов», с которыми можно
будет крушить фашистов в партизанском отряде.
Эта просьба будет
удовлетворена с большой «натяжкой» – дело в том, что Заслонов к тому времени не
был даже кандидатом в члены ВКП(б). Но людей ему доверили, и группа Заслонова,
перейдя линию фронта, отправилась в Витебскую область, в район Орши. Путь был
очень сложный, зима 1941-1942 годов оказалась морозной. Порой невозможно было
даже разжечь костер – любой хутор был буквально забит гитлеровскими частями,
перебрасываемыми под Москву. В таких условиях очень легко было нарваться на
какой-то крупный отряд фашистов, и тогда нашу группу ждала бы неминуемая
гибель. В лучшем случае – в бою. Но разве для этого готовили себя эти мужественные
люди?..
Последнее решение
оставалось за командиром. И он поступил так, как от него мало кто ожидал:
распорядился спрятать оружие и боеприпасы, и в одиночку пробираться на станцию.
Далеко не все приняли такое «отступление». Кое-кто прямо назвал это действие
предательством и отказался выполнять это приказание. В Оршу пробрались только
семеро смелых во главе со своим командиром.
Заслонов сыграл на том, что
не разделяет коммунистические взгляды большевиков и готов работать на благо
великой Германии. Немецкий руководитель депо, после небольшой проверки, поручил
Константину Сергеевичу собрать всех, кто имеет отношение к железной дороге, и
доверил ему формировать бригады по обслуживанию паровозов. Постепенно Заслонов
со своими боевыми товарищами наладили доставку угольных мин (тротиловый заряд,
замаскированный под крупный кусок угля) и начали диверсии. Мину подкладывали в
угольную кучу, и гитлеровский машинист забрасывал ее в топку уже в то время,
когда эшелон двигался по перегону.
За несколько месяцев
«бригада» Заслонова сумела пустить под откос более 100 эшелонов противника,
уничтожив при этом 93 паровоза (лишь незначительную их часть удалось
отремонтировать). И это в условиях жестких проверок со стороны гестапо. Самого
Константина Сергеевича арестовывали не один раз, но всякий раз ему удавалось
доказать свою непричастность к диверсиям. Но в феврале 1942 года стало ясно:
терпение немцев вот-вот закончится, и тогда из рук гестапо можно вообще не
вырваться. Но к этому времени партизанам удалось создать в лесах свою базу, и
вскоре в районе деревни Логи начал действовать партизанский отряд, который
называли отрядом «дяди Кости». Железнодорожник Заслонов не изменил себе –
основным видом боевой деятельности партизан стали диверсии на железной дороге.
Только с марта по июль 1942
года под откос было пущено еще 113 вражеских эшелона. А имя Заслонова стало
звучать все чаще и чаще. Как на устах советских подпольщиков, так и у
гитлеровцев. В это трудно поверить, но летом 1942 года под командованием
Константина Сергеевича находилось пять крупных отрядов, которые назвали
партизанской бригадой. Она насчитывала порядка 2500 бойцов и командиров. А фашисты
оценили голову комбрига в 50 тысяч рейхсмарок. Тот, кто сдаст командира живым
или мертвым, получал право переехать с семьей в рейх. Если же Заслонова выдаст
крестьянин, ему предлагали вручить в пожизненное владение два крупных имения.
Иуд не нашлось, Константин
Сергеевич продолжал руководить партизанами. В сентябре он был награжден орденом
Ленина, а в октябре гитлеровцам стало понятно – работа железнодорожного депо
станции Орша парализована всерьез и надолго.
А потом случилась трагедия.
Гитлеровцам удалось «вычислить», когда партизанские командиры и комиссары
соберутся на совещание в деревне Куповать, Сененского района. К этому месту
были стянуты два батальона отборных войск, которые и заблокировали участников
совещания во главе с Заслоновым. Ранним утром 14 ноября после ураганного
обстрела фашисты начали атаку. Несмотря на то, что заслоновцев было всего 75
человек, а гитлеровцев более тысячи, она была отбита, бой продолжался четыре
часа. Боеприпасы у партизан оказались на исходе, завязалась рукопашная. Заслонов
бился до последнего патрона, как и его боевые товарищи. Когда немцы ворвались в
дом, где он находился со своим ординарцем, Константин Сергеевич был без
сознания. Но у ординарца оставалась противотанковая граната, которую он
взорвал, как только фашисты его окружили. Так и погиб легендарный герой. Не
дожив пару месяцев до своего 33-летия…
Сегодня имя Героя
Советского Союза Константина Заслонова носит депо станции Орша. Кстати, и
администрация станции располагается на улице Константина Заслонова…
Источник: http://shkolazhizni.ru/ |