Рассказ о велетах мог бы
быть связан с разными темами: древнеславянским племенем лютичей, с легкой
пехотой у римлян, французскими стрелками времен Наполеона I и т.д.
Но сегодняшний разговор
будет посвящен тем велетам (они же волоты, асилки, осилки), которых восточные
славяне считали своими первопредками.
Это были великаны-богатыри,
которые жили в доисторические времена и обустраивали землю, создавая на ней
природные объекты, говоря современным языком – ландшафт: реки и озера, горы и
утесы, леса и луга… Что ж, мифы о великанах, появившихся на земле прежде людей,
существуют в культурной традиции практически всех народов мира. Да хотя бы
гиганты и титаны из античной мифологии!
И даже если заглянуть в
Ветхий завет, то в нем тоже можно найти строки: «В то время были на земле исполины,
особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям
человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».
Вот-вот, поначалу они были
добрыми и славными великанами, миролюбивыми по отношению в человеческому племени,
но потом вроде бы стали его угнетать. А ведь велеты были громадными (выше леса,
моря вброд переходили) и обладали такой мощью, что могли горы передвигать или
разбивать их своими палицами, дубы из земли с корнями вырывать. Жили они в
неприступных горах, дремучих лесах и диких степях (по Афанасьеву).
Имена некоторых
велетов-волотов дошли до нас в народных сказаниях. Так, богатырь Святогор –
помните? – мог ходить только по горам, поскольку земля не выдерживала его
исполинской поступи. Тугарин Змеевич – того же роду-племени. В былине ведь как
сказано: «Увидел его Тугарин Змеевич, закричал так, что дрогнула земля,
согнулись высокие дубы, воды из реки выплеснулись…».
А были еще Буря-богатырь,
Горыня, Дубыня и Усыня. По одной из версий, они олицетворяли собой силу
природных стихий: воздух, огонь, землю и воду. Великан Буря-богатырь, как
нетрудно догадаться, сражается с буйными ветрами. Горыня (Горыныч, Вернигора,
Вертигор) по воле бога-громовника ломает горы, валит деревья и запруживает
завалами реки. Имя его происходит не от слова «гора», а от «гореть». В древних
сказаниях он может и помочь герою, и помешать ему.
Лесной великан Дубыня
(Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) может принимать образ Змея и является
охранником Пекла, древнеславянского ада. А в лесах он проводит «политику»
выравнивания, или верстания: «который дуб высок, тот в землю пихает, а который
низок, из земли тянет». Впрочем, иногда великан проявляет слабость, тщеславие,
жадность и ненадежность.
Усыня (Усыныч, Усынка,
Крутиус), по преданию, «спер реку ртом, рыбу варит да кушает, одним усом реку
запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам
с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат». В
поздних сказаниях его тоже начинают представлять в виде змея.
Отчего же не предположить с
учетом портретов названной троицы велетов, что образ Змея Горыныча из русских
народных сказок является собирательным?
У великанов были
жены-волотки – великанши, богатырки. Баба-Алатырка или Баба-Горынинка
(Латыгорка). Силой обладали не меньшей, чем мужья, а в ярости могли и превзойти
их. Горынинка, например, как-то раз, сражаясь с Алешей Поповичем, схватила его
за шиворот и сбросила с коня; правда, в суровом бою с Ильей Муромцем была
побеждена.
Но волотками называли не
только их, а и древние курганы. Почему же? Согласно народной молве, в них спят
вечным сном великаны, которые погибли: кто – от голода, кто в борьбе с чудищами-змеями
(ведь они освобождали из пещер пленников, похищенных чудовищным Змеем). Но есть
и другие версии причин исчезновения велетов: что они были уничтожены богами за
гордыню или вовсе не пропали, а измельчали.
В путевых заметках Ахмеда
ибн-Фадлана (921 – 922) содержится сообщение, что ему показали останки
«чрезвычайно огромного телосложения»: «голова его подобна большой кадке, ребра
его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости
его голеней и обе его локтевые кости». И ведь это не единственное письменное
свидетельство иноземцев, побывавших на Руси: и арабских, и скандинавских.
А в Сибири и по сей день
находят громадные черепа и фрагменты скелетов, которые народ упорно приписывает
древним великанам, а кое-где к напоминаниям о них относят и «каменных баб»
(изваяний, напоминающих человеческий облик), и отпечатки подошв на
камнях-следовиках.
|