В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских
лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью,
находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж
(Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским
легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII
веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город,
якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр.
В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже
как убежище последователей старой веры.
Но, в отличие от других мифических погибших
городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей — напротив, считается, что
божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может
быть, и тысячи лет.
Единственные намеки на реальное
существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению
ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий
русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде
князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр
— отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех
мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
Озеро Светлояр находится в Нижегородской
области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в
бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая
площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как
возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то
отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения
метеорита.
Само название озера происходит от двух
древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр>,
являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому
поклонялись древние племена славян.
С озером Светлояр связано множество легенд
периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.
Согласно одной из легенд, в районе озера
Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник
и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и
произошло название града Китежа.
В районе озера Светлояр жило славянское
племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что
еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных
центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.
Кровавое крещение Руси лишило родную
русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.
Якобы и Китеж был превращен в центр
православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не
изменилось.
Многие православные храмы строились на
месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они источники
сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на
имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине
волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр
издревле окутан легендами и мистикой.
Большой Китеж был замыслен как величественный
город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что
являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.
Длина построенного города составила 200
саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные
стороны рук, приблизительно 1,6
метра), ширина — 100.
То были времена, не лучшим образом
приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги
татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался
выбраться без оружия.
В 1237 году на территорию Руси вторглись
монголо-татары под руководством хана Батыя.
Первым нападению подверглись рязанские
князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но
получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское
княжество.
Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у
Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого
сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу
на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.
Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на
реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие
великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне
пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.
Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая
его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с
войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы
обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к
телу голову.
Здесь заканчиваются факты, которые
подтверждены учеными. Вернемся к легенде.
Батый услыхал о богатствах, что хранились в
граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой —
Батый не ожидал сопротивления.
Войска шли на Китеж через лес, а по пути
прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем
городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился
указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка
привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города
несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой
один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но
злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в
спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал
замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать
ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три
богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.
Монголо-татары осадили город. Горожане
понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и
организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане
сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера
и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг
колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться
в воды озера Светлояр.
Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее
по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он
погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы.
Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что
Китеж попросту стал невидимым.
Пораженные мощью «русского чуда», татары
бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в
лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.
Город же исчез.
Согласно легенде, он должен «проявиться»
только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас.
Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах
озера Светлояр.
Согласно легенде, Китеж погрузился в воды
священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и
его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего
невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.
Перенесемся теперь во времена, близкие к
нашему веку.
Легенда о граде Китеже взволновала умы
интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.
Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский,
вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также
в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир
Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое
озеро»).
О загадочном городе написал оперу «Сказание
о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники
Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева
упоминают в своем творчестве град Китеж.
В наши дни легендой о Китеже
заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного
города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение.
Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты
Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.
Естественно, не обошли вниманием загадку
Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.
Бурение у берегов озера ничего не дало.
Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного
города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная
газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой,
так как глубина озера больше 30
метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.
Неопровержимых доказательств существования
города, к сожалению, они не нашли.
Для верующих этот факт, конечно, ничего не
значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.
Появились гипотезы, что Китеж находился
вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места
«обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная
Шамбала — это одно и то же место).
В наши времена ученые забыли о Китеже — не
до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые
надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.
В настоящее время территория озера
охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника,
который находится под защитой ЮНЕСКО.
Современные легенды о Китеже
В годы Великой Отечественной войны старики
совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.
Около 20 лет назад Светлояр хотел
исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него
резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже
поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных
причин.
И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама
собой.
Однажды в окрестности Светлояра приехал
собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день,
ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы
результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой
живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал
по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он
признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом
граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? "
— спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в
Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.
Еще говорят, что в одном из музеев до
переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое
было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой
человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не
хоронить его раньше времени.
В недавнем прошлом на дно Светлояра
погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о
результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма
напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует
поверье, что
тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский
лад.
Есть еще более фантастическая легенда об
озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с
водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было.
Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.
Однако сами жители потустороннего Китежа
частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в
обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной
славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими
монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые.
Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать
Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь
место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с
чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.
Легенда о Китеже является самой известной
легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй — довольно много.
В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой
разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в
горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге
«Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха,
который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он
говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.
Однако ученые так и не пришли к
окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях
идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд
и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории.
Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых
появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.