Один из главных христианских
праздников - Рождество Христово -
православная церковь отмечает 7
января. На Руси Рождество стали
праздновать после введения
христианства - в Х веке. Оно
приходилось на то время, когда
древние славяне отмечали свой
зимний многодневный праздник -
коляду.
Рождеству предшествовал
40-дневный Филиппов пост. Накануне
праздника все православные
сочельничали. До появления на небе
первой звезды нельзя было есть.
Вечерняя трапеза начиналась с
обрядовой каши - кутьи. Ее варили из
обдирного ячменя, пшеницы, риса или
другой крупы и приправляли медом,
изюмом и сочивом - маковым,
конопляным, миндальным или другим
семянным соком, который называли
молоком. В рождественский
сочельник такую кашу ставили на
стол, покрытый соломой, а сверху
скатертью. Вынимали соломинку и
гадали. Окажется длинная - родится
хороший урожай льна, а короткая -
будет неурожай. В этот вечер
спутывали ноги столу, чтобы скот не
бегал. Девушки собирались за
околицей и пригоршнями бросали
снег против ветра. Если снег падал
звучно, это предвещало молодого
красавца-жениха, если неслышно и
криво - быть за глухим или стариком.
В сам день Рождества обычно пекли
крупитчатые калачи, перепечи
(небольшие ржаные колобки), фигурки
из теста, изображающие маленьких
коров, быков, овец и других
животных, и посылали их в подарок
родным и близким. Главными
угощениями на праздничном столе
были свиное мясо и рождественский
гусь с яблоками.
"Настали
святки. То-то радость!"
Между праздниками Рождества
Христова (7 января) и Крещения
Господня (19 января) отмечают святки
- двенадцать святых дней,
установленных православной
церковью в память рождения Христа и
крещения его в Иордане. Святить, то
есть блюсти свято, хранить в
святости двенадцать дней после
Рождества церковь начала с древних
времен. В эти дни запрещалось
совершать таинство брака, заводить
игрища, пляски, петь
соблазнительные песни по улицам,
наряжаться в кумирские одеяния (от
слова "кумир" - изображение,
изваяние языческого божества).
Запрещалось также работать,
особенно с наступлением темноты. Во
многих местах, однако, святость
этих дней нарушалась гаданиями,
ряжением и другими обычаями,
сохранившимися от языческого
праздника коляды, воспевавшего
культ природы. Колядки, как и
святки, справляли в период зимнего
солнцестояния. По древним
воззрениям славян, это время новой
жизни, обновления природы,
пограничный период между старым и
новым хозяйственными годами, это,
наконец, поворот к лету, к теплу,
которое несет плодородие и веселье.
"На коляду дня прибыло на куриную
ступню" - говорили в народе.
Существует версия, что слово
"колядки" произошло от слова
"календы", которым римляне
называли начало нового года. Коляда
- славянский мифологический
персонаж, связанный с началом
весеннего солнечного цикла, "бог
торжеств и мира", по словам
историка Н. М. Карамзина.
Обряды колядок были направлены на
то, чтобы рос хлеб и плодился скот,
чтобы в доме был достаток, в семье -
счастье, но прежде всего - чтобы не
прекратилась жизнь. Об этом пелось
и в колядных песнях:
... А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством...
Колядовать начинали с
рождественского сочельника.
Молодежь надевала самодельные
маски, бороды из льна и шутливые
костюмы, состоящие из самых худых
зипунов, вывороченных шерстью
наружу. Обычно четверо парней несли
чучело кобылы, связанное из соломы.
Верхом на "кобылу" сажали
мальчика-подростка, одетого в
костюм горбатого старичка с
предлинной бородой. Коляду, как
правило, изображал ряженый в образе
козла. Рядились также в коня, корову
и других животных, воплощавших
плодородие. Шумной веселой ватагой
парни, девушки и мальчики врывались
в дома, пели, плясали, предлагали
погадать. Хозяевам полагалось
гостей без подарков и угощения не
отпускать. За что ряженые сулили им
полное благополучие и счастье.
Скупым, которые ничего не давали,
могли пропеть и такое:
Коляда, моляда,
Уродилась коляда!
Кто подает пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни
копейки -
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки -
Завалим окошки,
Кто не дает пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
После безуспешных попыток
искоренить коляду христианская
церковь включила ее в святки,
противопоставив играм и обрядам
коляды славление Христа, хождение
со звездой и пр. В колядных песнях
народ начал воспевать и Иисуса
Христа, события праздников
Рождества и Нового года.
Духовенство подключилось к такого
рода творчеству, церковники стали
сочинять книжные колядки -
"канты".
Так святки стали воплощением
языческих и христианских
верований, самым насыщенным
разными обычаями, обрядами и
приметами праздником. С языческих
времен, например, сохранился обычай
наряжаться на святки в смешные и
грозные маски. По существовавшему
поверью, с Рождества до Крещения
активизируются все темные силы, и
ряженые, изображая из себя демонов,
должны отгонять злых духов. Скверну
переряживания смывали в праздник
Крещения святой водой.
Двенадцать святых дней
закладывали основу будущего года,
поэтому святки было принято
проводить не только весело, но и в
любви и согласии с близкими. Ходили
друг к другу в гости, поздравляли с
праздником.
"На святки самая строгая мать, -
читаем в книге С. В. Максимова
"Нечистая, неведомая и крестная
сила", - не заставит дочку прясть
и не будет держать за иглой в долгие
зимние вечера, когда на улице
льется широкой волной веселая
песня парней, когда в "жировой"
избе, на посиделках, заливается
гармонь, а толпы девушек, робко
прижимаясь друг к другу, бегают
"слушать" под окнами и гадать в
поле".
В "святые вечера" женщины
мотали тугие клубки пряжи, чтобы
уродились тугие кочаны капусты.
Ткать было грешно, иначе в праздник
случится несчастье. Грешно было и
охотиться на святки на зверей и
птиц.
Девушки обычно наряжались в чужие
сарафаны и закрывали лицо платком,
самые бойкие облачались в мужской
костюм. Парни надевали женские
платья. Так интриговали и дурачили
знакомых из других деревень, когда
приходили к ним в гости.
Две ночи на святках посвящались
гаданиям: первая - на Васильев день
(с 13 на 14 января), вторая - на
Крещение (с 18 на 19 января).
Для святок характерны
"очистительные" обряды:
окуривание и окропление водой
крестьянских построек,
выбрасывание мусора, церковное
освящение воды в водоемах для
изгнания оттуда нечистой силы и др.