Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при
господстве физической силы человек слабый был существом самым
несчастным, и опять жизнь у такого человека считалась подвигом
сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с
первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении
физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым
домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно
развивающего антропоморфизм, мы у славян не замечаем, а это может
означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под
начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой,
а не в дружинной форме.
Восточнославянское язычество
накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с
христианством отражено в большом количестве материалов, являющимися
источниками для его изучения. Это, прежде всего, подлинные и точно
датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть
языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних
наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а
также и с сохранившимися насыпями древних курганов. Кроме того, это -
находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов
многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной
языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские
украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными
гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими
заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами.
Своеобразным, но очень плохо изученным остатком языческой стороны
являются многочисленные названия урочищ: «Святая гора», «Лысая гора»
(местопребывание ведьм), «Святое озеро», «Святая роща», «Перынь»,
«Волосово» и т.п.
Очень важным источником, являются
свидетельства современников, занесенные в летописи, или в специально
записанные научения против язычества. Около полутора столетий
Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко
противостоящей проникновению христианства. В киевской Руси IX - X вв.
сложилось влиятельное сословие жрецов (волхвы), руководившие обрядами,
сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие продуманную
аграрно-заклинательную символику.
В эпоху Святослава, в
связи с воинами с Византией, христианство стало гонимой религией, а
язычество было реформировано и противопоставлено проникновению на Русь
христианству: так называемый «Пантеон Владимира» был, с одной стороны,
ответом христианству, а с другой - утверждением княжеской власти и
господства класса воинов - феодалов.
Выполнение
общеплеменных ритуальных действий («соборы», «события»), организация
ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов,
соблюдение календарных сроков годичного обрядного цикла, хранение,
исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и этических
сказаний требовало специального жреческого сословия («волхвы»,
«чародей», «облакопрогонителей», «ведуни», «потворы» и др.).
Через столетие после крещения Руси волхвы могли, в некоторых случаях
привлечь на свою сторону целый город для противодействия князю или
епископу (Новгород). Греческое христианство застало в 980-е годы на
Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую
языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главных божеств,
жрецами, по всей вероятности, со своим языческим летописанием 912 - 980
гг.
Прочность языческих представлений в русских феодальных
городах средневековья явствует, во-первых, из многочисленных церковных
поучений. Направленных против языческих верований и проводимых в
городах языческих обрядов и празднеств, а во-вторых, из языческой
символики прикладного искусства, обще желавшего не только простых людей
городского посада, но и высшие, княжеские круги (клады 1230-х годов).
Во второй половине XII в языческий элемент сказывался ещё в полной
мере.
|