Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок,
обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на
курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180
градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных
сооружениях наших предков? Давайте разбираться.
Курьи ножки
Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и
изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы
только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть,
даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в
избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!
Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по
которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия
курных – то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так
действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая
умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались
на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю
травы и т.п.
Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как
попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба
Яга была «пограничником»,
стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой,
оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что
входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со
стороны леса, символизировавшего иномирье.
Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики
ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному
мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно
вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив
пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей»,
обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.
Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию,
ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в
лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на
обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.
Внутри находилась деревянная кукла иттарма – вместилище души предка – в
национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны
воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных.
По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет
собой пример слияния культур.
Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с
волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней
мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и
той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом».
Только ли чудом можно объяснить подобное?
Поворотный механизм
Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не
просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных
мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два
основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней
полосе).
Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под
влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого
имелись и дополнительные опоры – те же столбы, клеть в форме пирамиды
или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а
поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с
жилищем Бабы Яги.
* * *
Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в
реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы?
Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет
ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального
домика и мельницы?
Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая
действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых,
мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами,
замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным
населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы
Яги.
|