Истоки современного
чеченского конфликта во многом коренятся в истории русско-чеченских отношений,
в которых в основном можно выделить шесть этапов.
Первый этап, начавшийся с
середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации
края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских
царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в
регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эта
политика имела успех и чеченские общины на добровольной основе (посредством
заключения договоров) заявляли о признании верховной власти Московского
государства.
Второй этап, длившийся
почти весь XVIII век, знаменует собой начало открытой военной экспансии России
на Северный Кавказ. В эпоху царствования Петра I, а затем и Екатерины II,
доминирует доктрина военной колонизации горских земель. И хотя в 1781 г. присягами было
оформлено добровольное подчинение приграничных с русскими крепостями чеченских
общин России, в 1785 году в Чечне началось мощное национальное движение под
руководством шейха Мансура. С этого момента начинается вооруженная борьба
чеченского народа за свободу и независимость. Отсюда берет начало чеченское
национальное движение. С конца XVIII в. шейх Мансур первым предпринял попытку
объединения северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство.
Однако реализовать эту идею полностью шейху Мансуру не удалось.
Начавшееся в Чечне
антиколониальное движение горцев охватило и некоторые другие районы Северного
Кавказа. В нем приняли участие главным образом социальные низы горцев. Имущие
слои горских народов вначале пытались использовать антиколониальное движение
крестьян в интересах упрочения своей власти в горских общинах, а также для
восстановления утраченных позиций свободы выбора в отношениях с Москвой. Но
вскоре, испугавшись роста антифеодальной направленности движения шейха Мансура,
горские верхи не только отошли от него, но и в ряде случаев вместе с русскими
войсками приняли участие в усмирении восставших крестьян. Первый имам горцев
Северного Кавказа около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел
поражение. Шейх Мансур был пленен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской
крепости.
Третий этап
русско-чеченских отношений приходится на первую половину ХIХ века. С
назначением генерала А. П. Ермолова (1816-1827 гг.) командующим русской армией
на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории
Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное
движение. Более 30 лет его возглавляет Бейбулат Теймиев. Ему удалось впервые
объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские
народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного
Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и
стремился избежать большой войны с Россией. Его предательское убийство
способствовало эскалации военных действий.
1828 год стал поворотным в
Кавказской войне. Борьба отдельных горских общин Чечни и Дагестана за
независимость вступила в новый этап. В Дагестане началось движение мюридизма
(религиозно-политическое движение, направленное против немусульман), вскоре
перекинувшееся в восточные районы Чечни. Имамы Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль
и Ташов-Хаджи возглавили газават - священную войну правоверных мусульман против
неверных. Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур:
объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и
создать имамат - светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии
27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.
В 1859 году Шамиль потерпел
поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его
родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны.
Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной
автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили
в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал
добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В
результате царские власти избавились от значительной части населения.
На политику захватов,
депортаций, насилия чеченцы отвечали восстаниями. Царизм пытался решить
проблему силовыми методами. Однако насилие только провоцировало новые
выступления. И тогда в Чечне было введено так называемое военно-народное
управление, иными словами военно-оккупационный режим.
Анализируя причины
Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной
экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за
власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму,
религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы,
поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и
традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний,
революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость
и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной
колониальной администрации и местной бюрократии.
В целом история российско-кавказских
отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о
противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами
нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент
межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское
национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения
и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. В этой связи
уместно напомнить, что массовое вступление чеченских общин в войну против
России, приглашение имама Шамиля в Чечню состоялось не столько под влиянием
пропаганды идей газавата, сколько в результате карательного похода генерала
Граббе в 1840 г.
в Чечню и жестоких репрессий против мирного населения. Насилие, грубое
вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну
с Россией.
То же самое произошло и в
современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против
мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев
федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на
этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения.
Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были
чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто
сознательно противостоял Дудаеву. Но именно в период Кавказской войны
зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее
опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с
демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды
развития русско-чеченских отношений.
Четвертый этап. В период
пребывания Чечни в составе России (вторая половина XIX в.) царизм проводил
политику кнута и пряника. Государственно мыслящие представители царской
администрации осознавали, что насилием проблему горцев не решить. В 70-90-х гг.
наблюдается ослабление полицейского режима, формируется пророссийская чеченская
элита. Создаются первые русские школы для горцев. Регион постепенно втягивается
в экономическую систему российского капитализма. В Грозном начинается добыча и
переработка нефти, прокладывается железная дорога, формируется национальная
буржуазия. Именно в этот период (годы правления царя реформатора Александра II)
Чечня выдвинула таких духовных лидеров, как Кунта-Хаджи, Солца-Хаджи,
Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу -
носителей идей традиционного для Чечни (суфистского) ислама. В этот период сложились
благоприятные условия мирного разрешения национальных проблем в рамках
начавшейся либерализации российской политической системы в сторону становления
конституционной монархии.
Элитные слои чеченского
общества, несмотря на рецидивы этноцида в отношении чеченцев и ингушей,
пытались вписаться в российское общество и тем самым дать возможность своему
народу воспользоваться плодами русской культуры. Примечателен тот факт, что
Чечня после присоединения к России принимала активное участие почти во всех ее войнах.
И это притом, что чеченцы были освобождены от воинской повинности. Чеченские и
ингушские воины-добровольцы прославились в русско-турецкой (1877-1878 гг.),
русско-японской, русско-германской войнах. Интересна в этом отношении оценка
российским императором Николаем II, действий ингушского и чеченского полков в
период Брусиловского прорыва на русско-германском фронте (1915 г.). В телеграмме
генерал-губернатору Терской области Николай II писал:
Как горная лавина обрушился
ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан
чеченским полком. В истории русского отечества, в том числе нашего
Преображенского полка, не было случая атаки конницей вражеской части,
вооруженной тяжелой артиллерией: 4,5 тысячи убитых, 3,5 тысячи взятых в плен,
2,5 тысячи раненых, менее чем через полтора часа перестала существовать
железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших
союзников. Передайте от моего имени, царского двора, от имени всей русской
армии братский сердечный привет отцам, матерям, сестрам, женам и невестам этих
храбрых орлов Кавказа, положивший своим бесстрашным подвигом начало конца
германским ордам. Никогда не забудет этого подвига Россия, честь им и хвала. С
братским приветом Николай II. 25 августа 1915 года.
Чеченский полк входил в состав так называемой Дикой дивизии, созданной по
инициативе младшего брата Николая II - Великого князя Михаила Александровича. Во
время Первой мировой войны полк воевал на Юго-Восточном фронте русской армии, которым
командовал генерал Алексей Брусилов. Чеченцы отличились не только в знаменитом
"брусиловском прорыве” австро-германской обороны, но и в сражениях в Галиции и
Карпатах, в переправах через Днестр и Прут, в боях у Полянчика, Рыбне,
Тышковца, Станиславова, в районе реки Ломнице и других операциях. Отчаянные
вылазки и героические атаки «орлов Кавказа» по достоинству оценивались
командованием русской армии – ежемесячно от 40 до 150 офицеров и всадников
Чеченского полка награждались боевыми орденами, медалями, почетным оружием,
получали новые звания за храбрость в сражениях. На наградах, которые вручались
подданным нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых
(святого Георгия, Святого Владимира, святой Анны и т.д.) были заменены государственным
гербом Российской Империи – двуглавым орлом.
С началом ХХ века в
отношениях с горскими народами царизм делает ставку на насилие. В ответ
национальное движение и чеченцев приобретает форму абречества. (абрек -
разбойник, народный защитник). В период трех российских революций на чеченское
общество оказала заметное влияние российская социал-демократия. Вскоре
социализм становится конкурирующей с исламом идеологией среди части
интеллигенции. Общественные деятели - Т. Эльдарханов, А. Шерипов, и др. - занимались
просветительской работой, подъемом национального самосознания.
Пятый этап русско-чеченских
отношений охватывает советскую эпоху. В годы революций и гражданской войны
(1917 по 1925 г.)
в Чечне господствовали анархия и безвластие. Национальное движение раскололось
и не смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления:
государственный национализм, ориентированный на Советы (коммунистов);
демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад;
радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась
успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха
Узун-хаджи). В конечном счете, бо́льшая часть населения сделала выбор в пользу
советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.
В ходе классовых
столкновений 20-х годов Грозный неоднократно переходил из рук в руки. В марте
1918 гг. была создана Терская Советская республика. Горская АССР была
провозглашена в январе 1921 года. С ноября 1922 года некоторое время существовала
Чеченская Автономная область РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская
автономная области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской
войны оставили в чеченской истории имена, которые хранит благодарная народная
память: участники стодневной защиты Грозного, защитники села Гойты… И памятник
на площади Дружбы народов в Грозном – чеченец Асланбек Шерипов,русский Николай
Гикало, ингуш Гапур Ахриев– они сражались вместе.
По пятилетним планам до
Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции
промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920 г. поднялась до 85% в
1940г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ
был основан в 1928 г.,
Институт истории, социологии и филологии в 1926 г.
Промышленность ЧИ АССР и
весь народ республики с огромным напряжением работали в годы войны для нужд
фронта. Чеченцы воевали и в армии, и в партизанских отрядах. Тысячи из них были
награждены орденами и медалями. 36 человек стали Героями Советского Союза.
Упразднение ЧИ АСССР и
депортация 1944 года Казахстан отрицательно сказалась на отношении всего
чеченского народа к властям. Депортация привела к потере почти 40% численности
чеченцев.
После смерти Сталина на
волне хрущевской оттепели было принято решение о восстановлении
Чечено-Ингушской АССР.В 1957 году, после13 лет ссылки, вайнахи устремились на
Родину. Однако процесс их возвращения и восстановление республики, протекали
болезненно. Реабилитация носила половинчатый характер. Политическое недоверие к
народу, национальным кадрам сохранилось. Традиции, религия чеченцев и ингушей
были под негласным запретом. Преподавание в вузах, школах велось на русском
языке. Сфера употребления чеченского языка сузилась до семейно-бытового уровня.
Родной язык преподавался как предмет только в сельских школах.
В 60-70-х гг. чеченский
национализм выражался в форме многочисленных коллективных писем, обращений в ЦК
КПСС с критикой действий местных властей в сфере национальной политики. Москва
сквозь пальцы смотрела на преследования тех, кто подписывал эти жалобы. Эпоха
этноцида длилась 30 лет. В результате, морально-психологическая травма,
нанесенная чеченскому народу в этот период, оказалась более разрушительной по
своим последствиям даже по сравнению с неприкрытым геноцидом сталинских времен.
Горбачевская перестройка,
распад СССР положили начало шестому этапу в русско-чеченских отношениях,
который привел в конечном итоге к новому противостоянию.
Заключение
Таким образом, истоки
современного чеченского национального движения уходят вглубь веков. Анализ
исторического прошлого чеченцев свидетельствует о том, что они вновь, уже в
который раз, попали в ловушку нерешенных проблем своей трагической истории. К
их числу, прежде всего, относится проблема взаимоотношений России и Чечни.
Начиная с 18 в., история взаимоотношения Чечни и России - это перманентное
противостояние, которое с периодичностью в 40-50 лет выливалось в форму
насильственной борьбы. Только за два столетия здесь имело место 13 частичных,
2-е массовые и одна полная депортации чеченцев. Вместе с последней чеченской
войной начался 17-й по счету, так сказать добровольный исход чеченцев - в
другие регионы России. Республику покинуло более 700 тысяч граждан.
Военные действия в Чечне,
как показал исторический опыт, длятся от 6 до 25 лет и заканчиваются
подавлением чеченцев с огромными потерями для обеих сторон. Типичной формой
завершения конфликта является их замораживание, т.е. прекращением военных
действий без урегулирования исторического этноконфликта между Россией и Чечней.
Присутствующая в народном сознании (многих поколений чеченцев) идея борьбы за
свободу и независимость не реализуется.
Проблема чеченского
этнонационализма - это и проблема культурологическая. Экономика, материальные и
духовные ценности, в целом культура чеченского народа разрушались с
периодичностью в 40-50 лет. Итогом стала социально-экономическая и культурная
отсталость Чечни. Естественно, все это сказалось на характере чеченского национализма.
Однако современный конфликт
в Чечне не был предопределен. Его спровоцировали те античеченские и
антироссийские силы, которые заинтересованы в перманентной нестабильности в
этом регионе России.