13 апреля 1902 года в
Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного
фирмой Петра Александровича Фрезе*.
Идею создать троллейбус, то
есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом,
осуществила фирма «Сименс – Гальске». В 1882 году она построила для испытаний
первую машину в Шпандау, пригороде Берлина.
В России в 1900 году
инженер Н. Караулов предложил заменить «электрическими автомобилями с питанием
от центральной станции» многочисленных бурлаков, тянувших баржи через шлюзы
Ладожского канала под Санкт-Петербургом.
Большую часть работ над
электрическими экипажами в России проводил инженер Ипполит Романов, известный
своими работами в области подвесных электрических дорог.
Первый троллейбус в России
был сделан в Петербурге в 1902 на фабрике Фрезе и катался на опытной трассе во
дворе фабрики. Ныне это улица Чехова, 10.
Этот троллейбус, который
еще называли «электрическим автомобилем» весил 819 килограммов. А
электрическое оборудование для него изготавливалось по проекту барона
Шуленбурга. Кузов же был создан по проекту Фрезе.
Его довольно незначительный
вес был связан с тем, что он не нуждался в аккумуляторах. Базой для него служил
стандартный грузовик «Фрезе», оснащенный электромотором, приводимым в движение
электрическим током высокого напряжения. Ток подавался по проводам (патент
германской фирмы Telegraphen-Bauanstalt Siemens und Halske AG). В основу
токосъемника была положена французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена —
по проводам катилась «контактная тележка с троллей».
Журнал «Автомобиль» в 1902
году опубликовал заметку об испытаниях «автомобиля, приводимого в движение
электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящего не по
рельсам, а по обычной дороге». Машина предназначалась для перевозки грузов. На
испытаниях, которые прошли успешно, кроме П. А. Фрезе, присутствовали министр
М. И. Хилков, князь П. Д. Львов (упоминавшийся как конструктор пружинной
подвески), редактор основанного в 1902 г. журнала «Автомобиль» А. П. Нагель (в
прошлом велосипедист-фигурист и участник Первой русской гонки моторов 1898 г.). Среди
присутствующих был также инициатор постройки грузовика с электроприводом,
впоследствии названного троллейбусом, инженер В.И. Шуберский (ранее
упоминавшийся как конструктор вагона с инерционным накопителем энергии).
В воскресенье, 31 марта, в
три часа дня, на дворе завода «Фрезе и К» (Эртелев пер,10, здесь в 1896 году
был собран первый русский автомобиль) в присутствии г. министра путей сообщения
кн. М. И. Хилкова и членов комиссии по вопросу о применении электрической тяги
на железных дорогах, шоссейных и водных путях, был демонстрирован автомобиль,
питаемый током от центральной станции, при помощи особой тележки, катящейся по
проводам и собирающей с них ток. Тележка, соединенная с автомобилем двойным
проводом, передвигается самим автомобилем…
Автомобиль, весящий 50
пудов, был нагружен 50-ю пудами и показал средний расход тока в 7 ампер при 110
вольтах. При опытах автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал
задний ход и поворачивался. Все детали конструкции выработаны гр. С. И.
Шуленбургом.
В том же году доклад о
троллейбусе вошел в программу Второго всероссийского съезда. Но лишь 35 лет
спустя были введены троллейбусные маршруты.
Вообще по представлениям
технических разработчиков конца 19 века самыми перспективными автомобилями
считались не бензиновые, а электрические. Но в начале 20 века бензиновые машины
уже явно захватили лидерство. В ответ сторонники электричества с учётом
появления троллейбусной технологии предложили проект организации движения на
шоссе Новороссийск-Сухуми электрических автомобилей с питанием от центральной
станции. Электричество планировалось получать от ГЭС на горных речках. Но
проект не получил поддержки и заглох.
Также в 1902 году в
Петербурге Шуберский издал книгу, в которой предлагал установить сообщение по
Черноморскому побережью на троллейбусах, получающих ток от центральных станций.
Автор предлагал проект четырех гидроэлектростанций на реках Пшаде, Туапсинка,
Сочи и Бзыби, пересекающих 500-километровое шоссе. Автор рассчитал наиболее
выгодное расстояние между трансформаторами, определил оптимальное сечение
проводов, составил смету и подсчитал энергию, необходимую для ликвидации
обмерзания электропроводов.
Но эта идея была не
осуществлена.
Двумя годами раньше
появились первые легковые автомобили «Фрезе» с двигателями внутреннего
сгорания. В 1902 году Фрезе выставил их на военные маневры под Курском. И в том
же году фабрика построила первый в России грузовик, а годом позже – автобус.
В 1910 году П. Фрезе продал
свою фабрику Русско-Балтийскому вагонному заводу, которая стала его фирменной
ремонтной мастерской, но одновременно строила кузова на заказ. В общей сложности
за десять лет фирма «Фрезе и Компания» изготовила свыше 100 автомобилей.
* Петр Александрович Фрезе,
(28 февраля 1844 года — 24 апреля 1918 года) — русский изобретатель, один из
конструкторов первого российского автомобиля. Родился в Петербурге.
|