Верование нашего народа в
кикимор началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской
демонологии. Живет на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с
кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у нее ни брата, ни
сестры; нет у нее ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где
ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем
не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит,
страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские,
зарастают дворы травой-муравой. Если где поселится Кикимора, то поселяне на
Грачевники призывают знахарей, которые за великие посулы решаются изгнать
нечистую силу. На Грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и только в
этот день можно их извести.
Домовые духи женского пола нашим
предкам были известны, хотя женами домовых их называли очень редко. Чаще всего
о них рассказывали в северных районах нашей страны. Называли их по-разному:
доможириха, доманя, кикимора, шишимора,сусе́дка, ма́ра. Два последних (кикимора
и шишимора) являются более древними и более соответствуют характеру этого духа.
Эти слова состоят из двух частей: мора – богиня смерти, наваждений; кикатъ –
кричать, шуметь; шиш – нечистый дух.
И действительно, кикимора, в
отличие от домового, – злой дух дома. Она, как правило, не показывается людям,
но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка.
Увидеть ее – к большому несчастью, даже к смерти.
Также считалось, что
кикимора — это жертва аборта женщины (нерождённый ребёнок); сколько абортов
сделала женщина, столько кикимор она породила; в момент смерти женщины все её
кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь её душу в адские миры. Этот персонаж
восточнославянской мифологии — проявление злого духа Мары; Кики-Мара.
Мара — это общеиндоевропейское
имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда
"кош-мар"). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего,
вызывая удушье. Кикимора схожа с мокушей — злым духом, продолжающим образ
славянской богини Мокоши. Название «кикимора» — сложное слово, вторая часть
которого — имя злого духа мары (моры)
Характер у кикиморы под
стать ее внешности. Она очень любит безобразничать в доме: часто бьет посуду,
рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она шуметь по ночам и пугать
детей. Но особая ее слабость – выдергивать по ночам волосы у мужчин и
выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то
работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит – вовек не
распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Особенно активной
кикимора становится на Белые святки, то есть на Рождество, и может
бесчинствовать целую неделю.
Почему же в доме может
появиться кикимора? Это происходит в двух случаях:
1. Дом может стоять на
«нечистом месте», то есть там, где когда-то был похоронен самоубийца или
некрещеный младенец.
2. Кикимора может быть и
напускной. Если строители и печники поработали на славу, а хозяин нового дома
не торопится с расплатой, мстительные работнички могут сыграть с ним злую
шутку. Подложить под печь или в фундамент наговоренную куклу или просто щепку.
Кикимора в здании обеспечена.
Это принцип лекана: берется
неодушевленный предмет, над ним говорится текст, текст притягивает к предмету
жизнь, лекан встает, ходит, делает то, что автор текста заложил в него. В
случае с обозленными строителями, это приказ изводить хозяина до тех пор, пока
деньги не вернет. Таким образом, кикимора может быть не человеком, а тряпошной
куклой c грубо нарисованным лицом или абы как выструганной буратинкой. Тем
жутче перспектива встречи с ней, нечеловеческой.
На Святки кикимора рожает
кучу детей. Они совсем крошки, остроголовые, всегда держатся вместе. Роем
вылетают на улицу из печной трубы. Люди думают, что шулыканы живут строго до
Крещения (19 января), но это не так. Крещение для них знак — кто не спрятался,
я не виноват. 19-го кончается их детство и начинается серьезная взрослая жизнь.
Дел куча. Толстую тетку под юбкой ущипни. Наглых, атеистически настроенных
детей за икоты напугай. Пьяного в незнакомый район заведи, в грязь повали,
милиционера позови. До конца своих дней шулыканы живут коммунами в заброшенных
домах. Часто люди давят маленьких пакостников ногами, случайно или со злобы:
"А нечего тут..." Шулыканы же не способны доставить человеку
серьезную неприятность. Они — скорее усмешка иного мира, чем его
злонамеренность.
Людям не нравится, когда в
их доме предметы перемещаются из угла в угол, а дети видят что-то непонятное.
Они хотят вывести кикимор как тараканов. Приглашают народных шарлатанов и
самодовольных батюшек, те читают молитвы, и кикиморы мрут или просто удаляются.
17 апреля, в день
Герасима-грачевника кикимора теряет свой боевой запал. От весеннего воздуха она
впадает в мечтательные состояния и делается беспомощной. Ее подзывают и
выстригают ей в волосах крест или накидывают на шею цепочку с крестом. После
такого насильственного воцерковления, кикимора становится человеком. Что делают
с ней потом богобоязненные сельчане — фиг его знает.
Совет:
Чтобы отвадить кикимору от
дачи (в каменных, тем более, в бетонных домах живет совсем другая нечисть), в
прихожей вешают "розочку" от бутылки или горшок без дна. К чему бы
это, понять нереально. Просто работает — без комментариев.
Еще один старый способ,
относящийся больше к порче кикиморой скота — кур, в частности. Надо найти
камешек с дыркой (не просверлить самому, а именно найти), повесить его на
ремешке. Называется этот оберег "куриным богом". Двадцать лет назад
русские хиппи носили дырявые камешки на счастье, хотя сами выглядели страшнее
кикиморы.
Однако не забывайте о самом
действенном средстве – нужно любить свой дом, содержать его в чистоте и
порядке, и тогда никакая кикимора в нем не заведется.