Более чем на четыре
километра протянулась главная улица Санкт-Петербурга Невский проспект. Прямой,
как стрела, от Адмиралтейства до площади Восстания, он делает затем небольшой
поворот и доходит до площади Александра Невского. "Большая першпективная
дорога" во все времена была главным въездом в город. Вдоль улицы
расположено множество прекрасных зданий. Чтобы оценить красоту и неповторимость
Невского проспекта, эти четыре километра следует пройти пешком. Дойдя по
нечетной стороне улицы до набережной реки Мойки, можно перейти на
противоположную сторону и прогуляться к Дворцовой площади.
Когда-то в первые годы
существования Санкт-Петербурга именно здесь на берегу Мойки, на краю просеки,
давшей начало будущему Невскому, был построен дом сподвижника Петра -
адмирала Корнелия Крюйса. Этот голландец был приглашен в Россию в 1697 году во
время посещения Петром Амстердама. Крюйс прибыл с большим отрядом голландских
офицеров, корабельных мастеров и матросов и по указанию Петра начал
строительство русского флота в Воронеже (в 1699-1700 годах), а затем в
Архангельске (в 1701-1703 годах).
Адмирал Крюйс принял
активное участие в работах по созданию Адмиралтейской верфи, где отныне должны
были создаваться корабли российского флота.
Как и большинство
сподвижников Петра, адмирал испытал и милость Петра, и его жестокий гнев. Когда
вблизи Ревеля Крюйсу не удалось догнать шведский флот - два флагманских корабля
сбились с фарватера и сели на мель, - он был схвачен, лишен всех званий и
наград и приговорен к смертной казни, которую Петр, едва его гнев остыл,
заменил ссылкой в Казань. В 1719 году адмирал был помилован, возвращен в
Петербург и вновь приближен ко двору. Петр вернул ему дом на Мойке и назначил
вице-президентом Адмиралтейской коллегии. Адмирал Крюйс не намного пережил
Петра I.
Некоторое время домом
Крюйса владели потомки, а затем его купил портной Иоганн Нейман, существенно
перестроив: часть дома, выходившая на Невскую перспективу, осталась
одноэтажной, но к ней пристроили расширявшее дом двухэтажное здание, выходившее
на Мойку. Нейман открыл в доме знаменитый на весь Петербург Кабинет восковых
фигур. В "Санкт-Петербургских ведомостях" имеется описание этого
заведения. "Здесь, - сообщает газета, - можно видеть персону Короля Французского
с Королевою, Дофином и Принцессами Его Величества дочерями, также всю Высокую
фамилию Его Величества Короля Английского и всех знатнейших министров
французского двора в совершенной величине их роста, в платье и со всем убором,
в котором они при дворе ходили". Как указывает газета, одежда на восковых
фигурах пожертвована в Кабинет теми царствующими особами, фигуры которых в нем
представлены. "За помянутое смотрение берется с персоны по произволению, а
именно - по полуполтине, по два гривенника и по десять копеек".
В последние годы
царствования императрицы Елизаветы в бывшем доме Крюйса была размещена школа
пажей, преобразованная в 1759 году в Корпус пажей, по образцу версальского.
Большинство пажей были детьми придворных чинов и офицеров гвардии. Они
подразделялись на пажей (до 14 лет) и камер-пажей (15-18 лет). Юношей обучали
немецкому, латинскому и французскому языкам, физике, геометрии, фортификации,
алгебре, истории, географии, геральдике. С 1759 года штат пажей расширен,
появились звания рейт-пажей и ягт-пажей, в обязанности которых входило
сопровождать императрицу во время поездок верхом и на охоте. Рейт-пажей
положено было иметь по штату 18, а ягт-пажей - 6.
В октябре 1802 года
Александр I преобразовал Пажеский корпус в военно-учебное заведение, и его
перевели на Садовую улицу в Воронцовский дворец.
В доме № 18 в годы
царствования Екатерины II располагался магазин посуды немецкого купца
Альбрехта, считавшийся лучшим в Петербурге. Когда фаворитом Екатерины стал
Платон Зубов, в городе широко распространились случаи отравления. Известно, что
и Потемкин, и замечательный историограф при дворе императрицы Михаил Щербатов,
и многие другие погибли тогда от яда. Весьма своевременным поэтому было
опубликованное в "Санкт-Петербургских ведомостях" объявление, что в
посудной лавке Альбрехта на углу Мойки покупателям предлагают "разные
хорошие и редкие товары из серпантинова камня, который не терпит ничего
ядовитого, из которого имеются у него разные сервизы".
В годы царствования
Александра I этот дом был приобретен богатейшим петербургским купцом Кононом
Котоминым. По заказу нового владельца архитектор Василий Петрович Стасов
поставил на месте старого дома новое здание. Работы по строительству дома
продолжались в течение 1812-1815 годов. В эти годы дом приобрел облик, который
в основных чертах сохранился до настоящего времени. Центральная часть,
выходящая на Невский проспект, по бокам окаймлялась двумя лоджиями с четырьмя
дорическими колоннами в каждой. Третий и четвертый этажи отделялись от нижних
выступающим портиком, под которым и располагались колонны. Впоследствии лоджии
были заложены при перестройке дома по проекту архитектора Дмитревского в 1856
году, но колонны остались. Сохранились и скульптурные вставки, дополняющие
пышность отделки.
Сдаваемые в наем помещения
котоминского дома были чрезвычайно дороги. В 1820-х годах на третьем этаже
разместилась редакция "Литературных Листков", издававшихся Фаддеем
Венедиктовичем Булгариным. Это была одна из первых литературных газет того
времени, дополнявшая издаваемый Булгариным и Гречем журнал "Сын
Отечества". Здесь с 1824 года жил и сам Булгарин. О нем известный в те
годы литератор А. Е. Измайлов писал, намекая на службу Булгарина в 1807 году в
наполеоновских войсках:
Ну, исполать Фаддею!
Пример прекрасный подает!
Против Отечества давно ль
служил злодею?
А "Сын Отечества"
теперь
он издает.
Булгарин действительно
служил в наполеоновской армии, сражался против русских, но сражался-то он
именно за свое отечество - за Польшу, за ее свободу и независимость.
В "Литературных
Листках" Булгарин периодически печатал обзоры и заметки под общим
заголовком "Прогулки по Невскому проспекту". Из этих публикаций можно
извлечь много интересного.
В шестом выпуске
"Литературных Листков" за 1824 год Булгарин сообщает, что он
"посещает только доброго, честного швейцарца Вольфа, который с лишком 15
лет занимается своим ремеслом и заслужил уважение посетителей своей честностью
и добротой своих товаров".
Действительно, нижний этаж
дома Котомина занимала кондитерская Вольфа и Беранже, пользовавшаяся огромной
популярностью и посещавшаяся всей светской молодежью Петербурга. Это заведение
было своеобразным клубом того времени: здесь собирались писатели, поэты,
журналисты, художники. Кондитерская просуществовала довольно длительное время.
Именно здесь встретились перед трагической дуэлью 27 января 1837 года Пушкин и
его секундант Данзас, который уже сделал нужные приготовления к дуэли. Он нанял
парные сани, заехал в оружейный магазин Куракина за пистолетами, выбранными до
этого Пушкиным. Было около четырех часов дня. Выпив стакан лимонада или воды
(Данзас не помнит), Пушкин вышел с ним из кондитерской, они сели в сани и
отправились по направлению к Троицкому мосту и далее к месту дуэли.
Кондитерская Вольфа и
Беранже привлекала внимание тайной полиции, которая установила за ней самое
пристальное наблюдение. Переодетые жандармы и нанятые агенты, располагавшиеся
за столиками кондитерской с газетами и журналами в руках, старались записать
каждое услышанное крамольное слово. Большое количество сыщиков посещало
кондитерскую Вольфа зимой и весной 1831 года, в период польского восстания.
Хотя многие знали о
существовании слежки, кондитерская продолжала оставаться местом откровенных и
живых бесед между молодыми людьми. Здесь в читательском салоне можно было
получить иностранные газеты и журналы, поступавшие из многих европейских стран,
и различные альманахи. В конце 1830-х и в 1840-х годах читальню часто посещал
молодой Федор Достоевский. Весной 1846 года ему был представлен юный Николай
Чернышевский. В те же годы в кондитерской бывал Герцен. Читальня и курительная
при кондитерской Вольфа были великолепно обставлены. Как отмечал журнал
"Иллюстрация", "роскошь мебели, сервизов, до последнего блюдечка
и ложки, все в китайском стиле, заставляли людей бегать смотреть на это
диво".
В конце XIX века место
кондитерской Вольфа занял французский ресторан "Альберт", известный
изысканнейшей кухней и чрезвычайно высокими ценами. В другой части котоминского
дома расположились книжный магазин Дейбнера и один из первых петербургских
фотографических салонов Карла Шапиро, а также музыкальный нотный и парфюмерный
магазины. Там же размещались Адмиралтейская аптека и винный магазин
"Дерби". Владельцем дома с 1883 года был Д. А. Пастухов, продавший
его в 1898 году А. Г. Елисееву, одному из членов Торгового товарищества братьев
Елисеевых.
В наши дни в бывшем доме
Котомина на углу Невского и Большой Морской улицы располагается один из самых
крупных и известных в Санкт-Петербурге антикварно-букинистических магазинов,
переведенный сюда более двадцати лет назад с Литейного проспекта. Именно этот
магазин явился организатором первых в нашей стране книжных аукционов.
В той части дома Котомина,
где когда-то находилась кондитерская Вольфа и Беранже, на углу Мойки и
Невского, в наши дни открыто литературное кафе.
Дом Котомина отделен от
следующего дома по Невскому проспекту (№ 16) началом Большой Морской улицы,
которая соединяется с Дворцовой площадью перед Зимним дворцом двойной аркой
Главного штаба с видом на Александровскую колонну. Когда-то здесь располагались
занимавшие большую часть территории современной Дворцовой площади Луговая,
Миллионная улицы и Морской рынок, к которому первоначально и вели улицы Морской
Слободы - Большая и Малая Морские.
При Екатерине II Академия
Художеств несколько раз объявляла конкурс на застройку участка между Невским
проспектом и примыкавшей к Зимнему дворцу Дворцовой площадью "великолепны
ми домами". Это и было выполнено в начале 1780-х годов. По проектам
архитекторов Ю. Фельтена и А. Квасова на месте центральной части нынешнего здания
Главного штаба был сооружен дворец для любовника Екатерины II Д. А. Ланского,
дворец затем перешел к Кушелевым. Тогда же были построены рядом с дворцом дом
Я. А. Брюса и здание гостиницы "Европа". К тыловым частям этих домов
примыкали многочисленные служебные постройки, которые и занимали большую часть
пространства между Дворцовой площадью и Невским проспектом. После того как было
возведено здание Главного штаба, значительную часть этих построек снесли и
участок Большой Морской улицы, располагающийся между аркой Главного штаба и
Невским проспектом, обстроили каменными домами. Уже в начале ХХ века левее арки
Главного штаба по Большой Морской одним из выдающихся архитекторов Петербурга
Ф. И. Лидвалем построено здание для Азовско-Донского банка, в котором в
настоящее время размещаются Центральный телеграф и Междугородная телефонная
станция (ныне дом № 3/6 по Большой Морской улице). Этот дом - классический
образец архитектурного стиля модерн в городе, так же как и другие постройки Ф.
И. Лидваля.
Стоящий рядом с постройкой
Лидваля дом на углу Невского и Большой Морской - дом № 16 по Невскому -
находится на том месте, где в 1766 году стоял дом генерала Иллариона Яковлевича
Овцына (архитектор А. В. Квасов).
Овцынский дом многократно
перестраивался в XIX веке, последняя его перестройка произведе на архитектором
Л. Ф. Шперером в 1880 году. Владельцами дома во второй половине XIX и начале ХХ
века были графы Зубовы - Александр, Андрей, Сергей и Валентин Платоновичи.
Нижние этажи дома снимала торговая фирма венских коммерсантов Мандль, которые
разместили здесь один из самых фешенебельных в Петербурге магазинов готового
платья. Рядом располагались магазин картин и эстампов М. Ф. Буша и фотография
Лоренса. В доме размещалась также Санкт-Петербург ская музыкальная школа.
Дом № 14 принадлежал во
времена Екатерины II (до 1778 года) придворному кофишенку (мастеру кофейных
дел) Петру Васильевичу Мышлевскому. Позже дом многократно менял владельцев и в
конце XIX - начале ХХ века принадлежал известному домовладельцу Г. Г. Больдерману.
В 1939 году на месте этого дома Б. Р. Рубаненко (ученик архитектора И. А.
Фомина) возвел существующее и в настоящее время здание школы № 210. Это здание
дает представление о характере многих построек сталинской эпохи.
Далее следует дом № 12 постройки
1910 года (архитектор В. И. Ван-дер-Гюхт), осуществленной для Коммерческого
банка "Юнкер и Ко". Это образец эклектики начала века, вобравший в
себя некоторые черты архитектурного стиля модерн.
Когда-то на этом месте
стояло здание, украшенное пилястрами, весь верхний этаж его занимал в 1819-1822
годах М. А. Милорадович, петербургский военный генерал-губернатор, герой
наполеоновских войн. О Милорадовиче сохранилось такое количество анекдотов,
устных рассказов, легенд, что, когда их собрали в начале ХХ века, они составили
несколько книг. М. А. Милорадович отличался поразительной храбростью и сохранял
невозмутимое спокойствие в сражениях в самых опасных местах. Под ним убивали
лошадь, пуля пробивала его шляпу, а он закуривал трубку или небрежно играл золотой
табакеркой, подбадривая солдат. А. И. Герцен относил Милорадовича к разряду
людей, занимавших "не только все военные места, но девять десятых высших
гражданских должностей, не имея ни малейшего понятия о делах и подписывавших
бумаги, не читая их. Они любили солдат и били их палками не на живот, а на
смерть оттого, что им ни разу не пришло в голову, что солдата можно выучить, не
бивши его палкою. Они тратили страшные деньги и, не имея своих, тратили
казенные: красть собак, книги и казну у нас никогда не считалось воровством. Но
они не были ни доносчика ми, ни шпионами и за подчиненных стояли головой. Один
из полнейших типов их был граф Милорадович, храбрый, блестящий, лихой,
беззаботный, десять раз выкупленный Александром из долгов, волокита, мот, болтун,
любезнейший в мире человек, идол солдат, управлявший несколько лет Петербургом,
не зная ни одного закона..."
При Милорадовиче состоял в
качестве чиновника по особым поручениям поэт и будущий декабрист Федор Глинка.
Он вспоминает, как однажды явился к своему начальнику и Милорадович,
"лежавший на своем зеленом диване, закутанный в дорогие шали, закричал
навстречу: "Знаешь, душа моя! У меня сейчас был Пушкин. Мне ведь велено
взять его и забрать все его бумаги; но я счел более деликатным пригласить его к
себе и уж от него самого вытребовать бумаги. Вот он и явился очень спокоен, с
светлым лицом и, когда я спросил о бумагах, он отвечал: "Граф! Все мои
стихи сожжены: у меня ничего не найдете в квартире, но, если вам угодно, все
найдется здесь (он указал пальцем на свой лоб). Прикажите подать бумаги, я
напишу все, что когда-либо написано мною (разумеется, кроме печатного), с
отметкой, что мое и что разошлось под моим именем". Подали бумаги, Пушкин
сел и писал, писал... и написал целую тетрадь. Вот она (граф указал на стол у
окна), полюбуйтесь. Завтра я отвезу ее Государю. А знаешь ли, Пушкин пленил
меня своим благородным тоном и манерою обхождения". На другой день я
пришел к Милорадовичу поранее. Он возвратился от Государя, и первым словом его
было: "Ну вот, дело Пушкина и решено!" И продолжал: "Я подал
Государю тетрадь и сказал: "Здесь все, что разбрелось в публике, но вам,
Государь, лучше этого не читать". Потом я рассказал подробно, как у нас
дело было. Государь слушал внимательно и, наконец, спросил: "А что же ты
сделал с автором?" - "Я? Я объявил ему от имени Вашего Величества
прощение!" - Тут мне показалось, что Государь слегка нахмурился. Помолчав
немного, он с живостью сказал: "Не рано ли?" Потом, еще подумав,
прибавил: "Ну, коли уж так, то мы распорядимся иначе: снарядить Пушкина в
дорогу, выдать ему прогоны и, с соблюдением возможной благовидности, отправить
его на службу на юг". Вот как было дело. Между тем, в промежутке двух
суток разнеслось по городу, что Пушкина берут и ссылают. Гнедич, с заплаканными
глазами (я сам застал его в слезах), бросился к Оленину. Карамзин, как
говорили, обратился к Государыне, а Чаадаев хлопотал у Васильчикова, и всякий
старался замолвить слово за Пушкина. Но слова шли своею дорогою, а дело
исполнялось буквально по решению".
Двумя годами позже, в
1822-м, Милорадович переехал из дома № 12 по Невскому проспекту в
предоставленные ему казенные апартаменты на Большой Морской улице. Для
перевозки имущества генерал-губернатора на новую квартиру был прислан особый
отряд. На Морской Милорадовичу предстояло прожить три года с небольшим, прежде
чем он был смертельно ранен П. Г. Каховским на Сенатской площади 14 декабря
1825 года. Милорадович выехал на площадь к поднявшим мятеж полкам с дурными
предчувствиями. И они его не обманули.
Дом № 12 по Невскому в
годы, когда в нем жил граф Милорадович, принадлежал торговому дому Калержи.
Предки рода Калержи упоминаются в венецианских хрониках начиная с первой
половины XIV века; позже ветвь рода Калержи переселилась в Грецию, а в XVIII
веке - в Россию. Иван Калержи, занимавшийся торговлей пшеницей и сальными
свечами, которые он с большой выгодой вывозил из России в Турцию и Италию через
Азовское, Черное и Средиземное моря на принадлежавших ему судах, составил себе
огромное состояние.
Поселившись в Санкт-Петербурге
в 1816 году, он вскоре приобрел дом на Невском проспекте, где в качестве
"Генерального консула семи греческих островов" устраивал приемы,
приглашал к себе приезжавших в столицу знатных иностранцев, включая
представителей известнейших европейских фамилий. Иван Калержи приложил много
усилий для вовлечения России в борьбу за освобождение Греции от турецкого ига.
Замуж за Ивана Калержи была
выдана одна из самых знаменитых юных красавиц Санкт-Петербурга - дочь генерала
Фридриха Карла Нессельроде, героя Бородинского сражения, племянника канцлера
Российской Империи Карла Васильевича Нессельроде, на протяжении почти сорока
лет руководившего внешней политикой России. В качестве свадебного подарка жених
преподнес шестнадцатилетней невесте вклад в банке на ее имя на 600 тысяч
золотых рублей и дом на Невском проспекте.
Однако брак Ивана Калержи с
Марией Нессельроде, которая при венчании приняла фамилию мужа, продолжался
недолго и вскоре окончился разрывом. Дальнейшая жизнь Марии Калержи, знаменитой
пианистки, ставшей любимой ученицей Шопена и Листа, протекала в основном в
Париже, где она купила особняк на Анжуйской улице и открыла салон, который
посещали представители художественного и музыкального мира. Шопен считал Марию
Калержи самой талантливой из всех своих учениц. Но одновременно пианистка
иногда выполняла и секретные поручения русского двора, передавала информацию о
тайных замыслах правительства Луи-Филиппа своему дяде, канцлеру К. В.
Нессельроде. Несколько лет ее ближайшим другом и любовником был граф Моле,
министр иностранных дел в правительстве Луи-Филиппа. Важнейшую роль сыграла
Мария Калержи при захвате власти Луи Бонапартом в дни создания во Франции
Второй Империи. О ней пишет Виктор Гюго в знаменитой "Истории одного
преступления":
"Когда Париж покрылся
в 1852 году баррикадами и по приказу Бонапарта по всему городу производились
аресты, одни лишь окна Елисейского дворца оставались всю ночь освещенными.
Редкие прохожие наблюдали мелькавшие в окнах "привидения
преступления". Среди них были и женщины. Одна из этих женщин, Калержи,
была русская - высокая, белокурая, веселая, причастная к тайным дипломатическим
интригам, показывавшая шкатулку, наполненную любовными письмами графа Моле,
чуть-чуть шпионка, бесконечно обольстительная и отчаянная женщина".
Эта знаменитая красавица,
"немка по происхождению, гречанка по мужу, русская по воспитанию, полька
по национальности матери и влечению сердца" была воспета многими поэтами.
Теофиль Готье писал о ней в "Эмалях и камеях", Гейне воспел Марию
Калержи в "Романсеро". Но самые поразительные, полные страсти и
горечи бессмертные стихи посвятил Марии Калержи один из величайших польских
поэтов - Циприан Камиль Норвид. Его роман с Марией Калержи продолжался всего
около полутора лет, в 1842-1844 годах, но ей посвящены многие стихи, написанные
Норвидом и позже, полные воспоминаний о ней, любви и отчаяния.
В конце 1830-х и в 1840-х
годах Мария Калержи часто приезжала в Санкт-Петербург с концертами и
останавливалась всегда в своем доме на Невском проспекте. Она обладала значительным
состоянием, и, когда концертные выступления Рихарда Вагнера в Париже в 1840
году закончились неудачей, все убытки Калержи приняла на свой счет. Как в
Петербурге, так и в Париже большое количество нуждавшихся музыкантов,
художников и писателей, в том числе многие польские эмигранты, вынужденные
покинуть родину после восстания 1830-1831 годов, были обязаны ей постоянной
денежной помощью.
Последние годы своей
недолгой жизни Мария Калержи провела в Варшаве, выйдя замуж за героя обороны
Севастополя 1854-1855 годов 30-летнего подполковника С. С. Муханова,
назначенного директором варшавских театров. Но вскоре тяжелый ревматизм
приковал пианистку к постели. Когда до Листа дошла весть о ее безвременной
смерти, он устроил в Веймаре грандиозный концерт, где впервые исполнил
посвященную Марии Калержи сонату. "Она играла как никто, - говорил Лист. -
Кому довелось слушать ее, тот, конечно, этого не забудет, потому что это была
не игра, но единственное в своем роде воссоздание творчества".
Когда в конце XIX века была
открыта поэзия Норвида, умершего в полном забвении и нищете в приюте для
неимущих в Париже, польские писатели и поэты приезжали в Петербург, чтобы
посмотреть на дом, принадлежавший музе Норвида - Калержи, который тогда еще
существовал. Но в те годы он принадлежал уже коммерсанту Сергею Владимировичу
Шишкину, сдававшему нижний этаж фирме искусственных драгоценных камней Г. Фиоле
и обувному магазину Петерсон. Позже дом был куплен Коммерческим банком
"Юнкер и Ко" и полностью перестроен в 1910-1911 годах по проекту
архитектора В. И. Ван-дер-Гюхта. Находящийся рядом дом № 10 - одна из самых
ранних построек этого участка Невского проспекта. Он, по-видимому,
спроектирован архитектором А. В. Квасовым, хотя подтверждающей это документации
не сохранилось. Дом строился для купца Петра Михайловича Перкина, а с 1773 года
принадлежал коллежскому советнику Ивану Даниловичу Либериху.
Для ближайшего родственника
Петра Перкина - публичного нотариуса Ивана Перкина был построен и соседний дом
№ 8 по Невскому. Сходство композиций фасадов домов № 8 и № 10 связано с тем,
что оба дома строил один архитектор для близких родственников. Эти дома, не
подвергавшиеся существенной перестройке, дают полное представление об
архитектурном стиле и характере построек на Невском проспекте в первые годы
царствования Екатерины II. Особенно хорошо сохранился дом № 10 с превосходно
найденными пропорциями и изяществом декоративного оформления. Фасад дома № 8
был несколько переделан в 1830-х годах и позднее, в 1850-х, когда его приобрел
конструктор, изобретатель и предприниматель Франц Карлович Сан-Галли. Более
всего он прославился изобретением батарей парового отопления. Сконструированные
им батареи были поставлены в Зимнем дворце, а потом и в других домах
Санкт-Петербурга. Благодаря деятельности основанной им фирмы батареи получили
широчайшее распространение во всем мире.
На протяжении почти всего
XIX века в домах № 8 и № 10 размещались торговые выставки картин и скульптур,
салоны для продажи гравюр и эстампов, книжные лавки и магазины, торговавшие
французской, немецкой, итальянской литературой. Большой известностью
пользовался располагавшийся в доме № 8 в конце XIX и начале ХХ века книжный
магазин, принадлежавший Ф. К. Сан-Галли.
Соседние дома № 4 и № 6
первоначально сооружались по проектам, сходным с проектами домов № 8 и № 10,
хотя и были несколько более значительны по размерам. Их строительство также
финансировалось семейством купцов Перкиных, хотя дом № 6 в 1780 году достался
по закладной калужскому купцу Андрею Григорьевичу Губкину. Дома эти в конце XIX
века надстроены четвертым и пятым этажами. В доме № 6 в конце века
располагались модный магазин Бертран, часовой и ювелирный магазин Бурхард и
известный всему Петербургу магазин граммофонов, принадлежавший той же фирме
"Бурхард". Дом № 4 приобретен Главным штабом и приспособлен для
размещения учреждений военного ведомства.
Дом № 2, угловой, выходящий
на Дворцовую площадь, приобрел современный облик в 1845-1846 годах, когда был
перестроен архитектором И. Д. Черником, который продолжил этим зданием
гигантскую постройку Карла Ивановича Росси - дуговое здание Главного штаба. При
этом не только фундамент, но и многие внутренние части здания, где прежде
размещалось Вольно-Экономическое Общество, сохранились в первоначальном виде;
полностью изменен только фасад. Нижняя часть дома отделана гранитом репакиви;
монументальные пятиметровые угловые двери парадного подъезда на углу здания
украшены львиными мордами, венками и шестиконечными звездами. Сверху - Афина
Паллада среди ядер, пушек и знамен держит щит с двуглавым орлом.
После перестройки,
осуществленной архитектором И. Д. Черником, дом № 2 стал частью Главного штаба.
В здании Главного штаба размещались военное министерство, Генеральный штаб и
Министерства иностранных дел и финансов. В доме № 2 открылся крупнейший в
империи Географический магазин. По уровню и разнообразию картографической
продукции этот магазин на протяжении многих десятилетий не имел себе равных в
мире. Склады магазина оказались столь обширны, что пачки старинных карт,
географических альбомов и атласов извлекались из них даже в конце 1930-х годов.
Планы, схемы и карты городов России, составленные в начале ХХ века и изданные
Генеральным штабом, во времена Сталина были засекречены и до сих пор хранятся в
спецхранах наших библиотек.
Во внутренней части здания
расположены несгораемые помещения, в которых в прошлом размещался архив
Главного штаба. Чугунное литье для этих несгораемых помещений и чугунные доски
для пола выполнялись по макетам, проверявшимся и утверждавшимся императором Николаем
I.