Евпатий Коловрат — герой русского эпоса. Во многом напоминает героя
былин, которому, однако, пришлось биться не с Соловьем-разбойником,
не с Идолищем поганым, а с самым реальным врагом Руси — ратью Батыевой.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических
произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале
XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ
о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного
и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья,
хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом
им удается уничтожить множество татар.
Вот некоторые эпизоды борьбы: «И была сеча зла и ужасна… Батыевы же
силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два
с десятью тысячами… И бились так крепко и нещадно, что и сама земля
застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки
сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий
Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь
Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья
местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье
и воспитание рязанское — все равно умерли и единую чашу смертную
испили. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли
мертвые… И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих
трудов и ран изнемогли.
А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями,
другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами —
и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную
Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя,
со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников
огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен,
и детей мечами посекли, а других в реке потопили… и весь град пожгли,
и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское… И не осталось во граде
ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили.
Не было туг ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах,
ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках,
но все вместе лежали мертвые…«
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож
рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находился
в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил
из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю
Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди
убиты… И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце
своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато
передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия
при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет
наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь
всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг
и готовность испить «единую смертную чашу» — это в равной степени
свойственно народному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал
небольшую дружину — тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне
города.
И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле
Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без
милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные
или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись,
и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что
мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки
татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро
и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских,
изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал
их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла
творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, а витязи мы великого
князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата.
Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного
князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать.
Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать
татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому«… Ответ пленных воинов
заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва
уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили»
им «чаши» — то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего
шурина — богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского
воеводу живым.»И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым
его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен
силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую,
и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы
рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели
на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему
из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его
к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями,
и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости,
и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи
и санчакбеи: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах
бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши
не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так
крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два с десятью
тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый,
смотря на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня
попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей
орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, —
держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся
людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый
отпустить их и ничем не вредить им«.
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую
силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие
от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия
окружает дружина — это обычные воины, не богатыри. И, наконец,
не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное
историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном
лице — княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики
и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней
народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история
об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит
к историческим песням XIII-XIV веков, в которых запечатлелись трагедия
и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.
|