Хотя официально Русь
считается православной с 988 года, борьба православия с язычеством продолжалась
на протяжении всей истории средневековой церкви. (До 17 в. переписывались
церковные поучения против язычества, до 18 в. в церковных требниках стояли
вопросы к исповедующимся - не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний;
уже в 40-х гг. 18 в. архиерей Дмитрий Сеченов доносил о нападении на него
русских язычников). Язычники передавали от поколения к поколению заговоры и
заклинания, украшали дома и одежду языческим орнаментом, исполняли языческие
обряды, обращались за помощью к волхвам: лекарям и изготовителям амулетов,
слушали сказителей языческих мифов - "кощун" (от которых православные
борцы с язычеством образовали слово "кощунство"). На городских
площадях проходили языческие игрища. В церковном поучении 12 в. описываются
многолюдные языческие сборища в любую погоду и пустующие церкви (Рыбаков Б.
Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1988. - С. 766-778). Почему же в десятом
веке русские приняли непопулярную византийскую веру?
Христианство в мире
распространялось двумя путями: первый - мечами христианских армий (например,
среди саксов, западных славян, прибалтов), второй - через племенную верхушку.
Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает (История средневекового
Запада. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - С. 140): "Христианская проповедь
почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам
и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на
свою сторону вождей". Известна и причина. Правитель, принимавший
христианство, получал божественную санкцию своей власти, коей нет "не от
бога". Подданных в церкви торжественно поучали: "Рабы во всем
повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но в простоте
сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не
для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие";
"Рабы, повинуйтесь господам по плоти со страхом и трепетом, как Христу. Не
с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы,
исполняя Волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не
человекам", "Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только
добрым и кротким, но и суровым".
Летопись рассказывает о
крещении Руси: "С радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не
было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". В свете
вышеизложенного, принятие христианства "князем нашим и боярами"
удивления не вызывает. Но насколько мирно утверждалась новая религия в низах?
По той же летописи.
накануне крещения в реку был сброшен Перун и "плакухася ему невернии
люди". Показательно обращение князя Владимира к тем киевлянам, которые не
пожелают креститься: "противник мне будет" (Радзивилловская летопись)
или даже: "Не будет пощажен" (Никоновская летопись). Митрополит
Илларион в "Слове о Законе и Благодати" откровенно писал: "И не
было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если
кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие
его [Владимира] с властью сопряжено". Один из источников, включенных в
"Историю" Татищева, так дополнил официальное повествование о крещении
в Киеве: "Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида,
глухо затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их".
Повесть временных лет сообщает закономерное следствие: "Сильно умножились
разбои". Христианские епископы потребовали от князя принятия самых жестких
мер: "Почему не казнишь разбойников"? Логично предположить, что
именно христианские священнослужители особенно страдали от вновь появившихся
разбойников. "Боюсь греха", - откликнулся князь с явной иронией.
Следует учесть, что на языческой Руси смертной казни не было, существовали
кровная месть и штраф (вира), требование епископов опиралось именно на
христианское, византийское законодательство. Столь буквальное толкование
"Не убий" епископов не устроило: "Ты поставлен Богом для
наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников".
Через некоторое время епископы разобрались в ситуации: вира оказалась одним из
главнейших источников княжеских доходов, десятая часть которых шла духовенству.
Вира была восстановлена, и еще в 12 веке церковники сами собирали ее в
принадлежащих им селах (Грамота князя Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю,
1130).
Когда в 1008 году
"изымаша хитростью некоею славного разбойника, нарицаемого Могута"
(видимо, одного из предводителей) князь приговорил его к пожизненному заточению
в доме митрополита. Никоновская летопись сообщает, что в заключении Могут
"смирения много показал и, провидев свою смерть, с миром почил о
Господе".
С оcобым трудом шла
христианизация Новгорода. Хорошо известен рассказ "Иоакимовской
летописи". (К сожалению, "Иоакимовская летопись" сохранилась
только в пересказе Татищева. Летопись была составлена в 17 веке, при этом
составитель опирался на более ранние источники, см. Шахматов А. А. Общерусские
летописные своды 14-15 вв. // Журнал Мин-ва нар. просвещения. - 1900. - № 1. -
С. 183, 185; Янин В. Л. День десятого века // Знание-сила. - 1983. - С. 17) .
"6499 (991). В
Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись
все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел,
они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми
словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два
самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на
настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который
из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой
стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в
нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И
так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий
новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели
богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом
Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же
Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от
ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в
город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих
воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к
Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000,
обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь
Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете
подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома
поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас
перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов,
запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные,
изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев
это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов.
Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые
себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал
всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих
креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже
моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев,
мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем".
Последняя поговорка
известна и помимо Иоакимовской летописи. Подтверждения событий, описанных в
Иоакимовской летописи, обнаружила новгородская археологическая экспедиция под
руководством В. Л. Янина. Дендрохронологический анализ деревянных мостовых в
Новгороде позволяет с точностью до года датировать тот или иной слой. Под
ярусом 989-990 гг., в береговых кварталах, были найдены следы необычно большого
пожара (в пределах раскопа - 9 000 кв. м.) Найдены крупные клады, спрятанные
под полом - домашняя казна. Таким образом, в период крещения береговые кварталы
Новгорода, действительно, погибли от огня. События, по оценке В. Л. Янина, не
были бескровными, так как владельцы найденных сокровищ не вернулись к пепелищам
своих домов.
"Житие великого князя
Владимира" повествует: "И стремясь не только Киев, но и всю державу
свою светом веры святой просветить, послал Владимир людей во все русские города
крестить народы, на не захотевших же креститься большую дань налагал".
Согласно "Повести о водворении христианства в Муроме", крестители
заманивали в новую веру снижением налогов ("оброками легкими"), а
"иногда муками и ранами угрожая им [язычникам] ", глумились над
языческими святынями: "идолы попраша и сокрушиша и без вести
сотвориша". О том же в "Житии" ростовского епископа Исайи,
описывающем, как Исайя из Ростова "обходит прочие города и места в
Ростовской и Суздальской области", и где "находит идолов, всех
придает огню".
"Правило"
митрополита Иоанна (1089) устанавливало "яро казнити на возброненье
злу", "но не до смерти убивати, ни обрезати телесе" тех, кто
"волхвования и чародеяния" творят, да и то предварительно
"словесы и наказаньем" попытавшись "обратити от злых" (РИБ,
VI, стр. 7 и 4). В Синодальной редакции церковного устава князя Владимира,
среди проступков, подлежащих церковному наказанию, перечисляются: "или кто
молится под овином или в рощеньи, или у воды" и те же "чародеяние,
волхование" (Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. - М.: Наука, 1976.
- С. 23). Троицкая редакция устава (16 в.) включила и тех, кто "молятся
твари, солнцу, луне, звездам, облакам, ветрам, кладезям рекам, дубию, горам,
каменьям" (Там же. - С. 78).
В 1227 году четырех
волхвов, после суда у архиепископа, сожгли в Новгороде, несмотря на
заступничество бояр (ПСРЛ. Т. 10. - С. 94). Через год архиепископ был изгнан
горожанами.
Сохранилось послание
псковского игумена Памфила (нач. 16 в.), автор которого дает интересное
описание языческого праздника в ночь Ивана Купалы и требует от наместника
города искоренения языческих обрядов. "Не исчезла еще здесь ложная вера
идольская, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские: Когда
приходит великий праздник, день Рождества Предтечи [языческая ночь Ивана
Купалы] , то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в
неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается
непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками:выходят
волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной
травы: Вы же, господа мои, истинные властители и грозная опора этого города
христолюбивого! Уймите храбрым мужеством вашим от таких начал идольского
служения богом созданный народ сей". На Стоглавом Соборе (1551) было
принято очередное запрещение языческих обрядов: "О игрищах еллинского
[языческого] бесования. Еще же многие от неразумия простая чадь [простонародье]
православных христиан во градах и в селах творят еллинское бесование, различные
игры и плясания в навечернии Рождества Христова и против праздника Иоанна
Предтечи в нощи и в праздник весь день: Отныне же впредь подобает православным
христианам вместо сих бесования в такие святыя и честныя праздники приходити ко
святым божиим церквам и упражнятися на молитву: и божественного писания со
вниманием слушати и божественную литургию со страхом предстояти: всем
православным христианам на таковая еллинская бесования не ходити ни во градех,
ни по селам".
Согласно царскому указу
1649 года: "Ведомо де Государю учинилось, что, ... иные люди тех чародеев,
и волхвов, и богомерзких баб в дом себе призывают и к малым детям, и те волхвы
над больными и над младенцами чинят всякое бесовское волхование и от правоверия
православных крестьян отлучают; да в городах и уездах сходятся многие люди
мужского и женского полу по зорям и в ночи чародействуют, с солнечного схода
первого дня луны смотрят и в громное громление на реках и в озерах купаются,
чают себе от того здравия... И Великий Государь... велел о тех богомерзких
делах заказ учинить, чтобы православные христиане от такового бесовского
действия отстали..., а которые люди от того ото всего богомерзкого дела не
отстанут... тем людям чинить наказание... бить батогами" (Акты
исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 4. - С. 124 -
126).
В связи с преследованием
язычников возникло известное крестьянское суеверие: если встретил священника -
к несчастью. Этнограф С. Максимов писал по этому поводу: "Суеверный
народный обычай при встрече со священниками, почитаемой дурным знаком,
указывающий на некоторые предосторожности, вроде бросания щепок на след и
другие приемы, народился во времена глубокой древности: Толковники объясняли
нам, что во времена язычества на Руси священник, как представитель новой веры,
проповедник христианства и креститель, мог быть грозным для тех, которые еще
коснели в идолопоклонстве. Когда встречный снимал перед ним шапку, складывал
руки так, что правая рука приходилась на ладонь левой, и подходил под
благословение, значит, прав человек: получи благословение и ступай своей
дорогой. В противном случае скажи: кто ты, и во что веруешь, и умеешь ли крест
класть на лоб; если же ничему такому не навык и не научился, ступай ко властям
гражданским. Эта власть "отдаст за приставы" и пособит духовному
клиру приобщить к стаду верных новую овцу более надежными и внушительными
средствами, чем устная убеждающая проповедь" (Крылатыя слова по толкованию
С.Максимова. - С-Пб., 1899).
Адекватно отвечали русские
язычники. В Новгороде в 1066 году был удушен епископ Стефан, в 70-х гг. его
преемника защитили от новгородского простонародья князь с дружиной. Уже в 1228
году новгородского архиепископа Арсения, перед тем сжегшего четырех волхвов,
изгнали из города - обвинив в том, что по его вине произошел неурожай. В
Залесской Руси, в Ростове в ХI-ХII вв. епископы Феодор и Илларион - были
изгнаны, Лаврентий - убит. На Вятке язычники убили монаха Кукшу, который
"крестил Вятичей". Уже в 18 веке протоирей Димитрий Сеченов донес о
мятеже пытавшихся убить его русских идолопоклонников из Ярославской губернии.
Организованный характер приобретало сопротивление под началом волхвов. В 1024
году волхвы подняли восстание в Суздале, князь "захватив волхвов, одних
изгнал, а других казнил" (ПСРЛ. Т. 1. - С. 148). Некий волхв стал
пророчествовать в Киеве, привлек много народа, но "в одну из ночей пропал
без вести", якобы унесенный дьяволом. Другой волхв объявился в Новгороде,
где принялся хулить веру христианскую и обещать совершение чудес. Власть
новгородского епископа пошатнулась и когда он, одев праздничное облачение и
взяв в руки крест, призвал новгородцев разделиться на тех, кто верит волхву и
верит богу: "князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди
все пошли к волхву". Ситуация разрешилась малой кровью. Князь, спрятав под
плащом топор, подошел к волхву и завязал с ним разговор: "А знаешь ли, что
будет с тобою сегодня?". "Чудеса великие сотворю", - ответил
ничего не подозревающий богослужитель. Князь вынул припрятанный топор и одним
ударом посрамил провидческий дар язычника. Естественно, никакого осуждения
такого богословского аргумента как вероломное убийство, со стороны автора
летописи не следует. "И пал он мертвым, и люди разошлись. Так погиб он телом,
а душою предался дьяволу", - удовлетворенно резюмировал христианский
монах.
Крещение Руси
сопровождалось насилием, хотя и не таким кровавым, как в странах, куда
христианство приносили иноземные армии.