На восточном берегу
Онежского озера, или как его здесь называют по-местному – Онего, расположен
один из районных центров Карелии – город Пудож. Сегодня это – небольшой, меньше
10-и тыс. жителей, город, с преобладающей деревянной застройкой и сохранившейся
в его историческом центре планировкой конца XIX – начала XX веков.
Название города – Пудож,
как утверждают местные краеведы, происходит от славянизированного вепсского слова
«pudas» – рукав реки, протока. И в этом что-то есть. Город действительно,
расположен на возвышенном, правом берегу реки Водла, километрах в 25 от места
её впадения в Онежское озеро. По этим водным артериям, которые в средние века в
северных, таежных краях были практически единственными транспортными
магистралями, проходил один из путей продвижения Господина Великого Новгорода
на Подвинье и дальше, – к Белому морю. Естественно, такое выгодное расположение
немало способствовало развитию возникшего в этом месте населенного пункта, со
временем выросшего в важный торговый центр. К концу XV века Пудож, или как его
называли в то время – Пудога, приобретает статус погоста
(административно-территориальной единицы Новгородской Республики) и становится
довольно крупным поселением.
Пудож - город небольшой,
преимущественно - деревянный
Первое же, ныне известное
упоминание о Пудоже относится к 1382 году. Во всяком случае, именно этим
временем датируется найденная ещё советскими археологами в год смерти товарища
Сталина новгородская берестяная грамота, начальные строки которой говорят о
том, «цто было в Пудоге празда, ту празду Сергие взяле изо Ояте». Так что
городу уже больше 600 лет.
В Карелии он считается
одним из старейших и много чего повидавшим за свою более чем шести вековую
историю. В 1447 году, например, Пудож, был разграблен войсками Дмитрия Шемяки.
А в «Смутное время» начала 17-го века – состоявшими на службе у шведов
польско-литовскими отрядами.
р. Водла в окрестностях
Пудожа
Статус города, а
одновременно и уездного центра, Пудожу в 1785 году своим специальным указом
даровала Екатерина II. Вот с той самой поры и до сего дня этот статус так и
остается неизменным. И нынче Пудож – и город, и административный центр края,
славившегося в позапрошлом – начале прошлого века своим льном, который и за границу
продавался, и на международных выставках Парижа, Гента и Брюсселя брал не одну,
а бывало – и не две медали. По большей части – золотые. Или серебряные. Но
реже.
А возили лен за границу,
знамо дело, пудожские купцы. О которых можно много разных интересных историй
рассказать. Вот, к примеру, Николай Александрович Базегский.
По преданию, в 1899 году,
он уточнил у мирского схода, что для любезного пудожского общества более важно
на данном историческом этапе развития города: строительство моста через реку
Водлу, для обеспечения устойчивого транспортного сообщения с Вологдой, либо
каменная церковь из красного кирпича?! Общество подумало, подумало и решило,
что каменная церковь, коя и была возведена приглашенными из Петербурга
специалистами в рекордно короткие сроки. Чему в немалой степени способствовали
ритмичные поставки строительного материала, завозившегося в Пудож
круглогодично. И водным, и санным путем.
Церковь св. Александра
Невского. 2004 г.
Уже 5-го ноября 1903 г. церковь была
освящена во имя святого Александра Невского. Правда, и прослужила она не так,
чтобы долго.
Последний настоятель храма,
отец Платон, был расстрелян в печально известном 37-ом, а церковь
переоборудована под хлебозавод, который почти благополучно проработал до
средины 90-х годов прошлого века. «Почти благополучно» потому, что по
непроверенным сведениям бывших сотрудников завода, ежегодно, в ночь на Пасху и
Рождество, по необъяснимой причине возникали перебои с подачей на производство
электрической энергии. Так что на эти праздники город частенько оставался и без
свежих булочек, и без чёрного хлеба.
Южный фасад церкви св.
Александра Невского
Может, в том числе и по
этой причине, при вхождении в рынок хлебозавод не выдержал капиталистической
конкуренции и обанкротился. Ликвидировавший предприятие конкурсный управляющий
не сильно усердствовал, продавая каменное здание в центре Пудожа, и безвозмездно,
т. е., как разъясняла мудрая Сова безграмотному Пуху, даром, передал здание
хлебозавода Администрации Пудожского муниципального образования.
Администрация, в свою
очередь, долго думала, что же ей делать с неожиданно свалившейся в её руки
собственностью. Но, в конце концов, всё-таки решила, что не гоже власти
возиться с восстановлением пищевого производства, здраво рассудив, что хлеб и
иные продукты можно возить и из Вологды, благо мост при Советской власти
построили хороший. Или из Медвежьегорска. До которого значительно ближе. Да и
свой он, тоже карельский районный центр. И потому со спокойной совестью
Администрация, как это в нынешние времена повсеместно, и замечу – не карелами
заведено, передала здание бывшего хлебозавода Православной Церкви в лице
Муромского монастыря.
С 2003 года Монастырь
потихоньку, в меру сил и финансовых возможностей, восстанавливает церковь,
которая, кстати, имя своего святого получила не просто так. Храм был построен
купцом Базегским в честь его отца – Александра Ивановича, похороненного на
примыкающем к церкви фамильном кладбище. Ныне кладбище в меру сил восстановлено
и приведено в порядок. Вновь установлены поваленные и разбросанные в прежние
времена могильные плиты отца, матери, племянника и близких родственников Базегских
– членов семьи купцов Малокрошечных. Надгробие самого Николая Александровича
утрачено. А может, его и не было – кто в 1918 году делал бы пусть и могильную
плиту, но классовому врагу?! Купец ведь не в домашней постели умер. И не своей
смертью.
В меру сил восстановлено и
приведено в порядок прицерковное кладбище
Говорят, Н. А. Базегский
был большим филантропом. Имея обширную хлебную торговлю, цену держал на
социально-защищённом уровне, чтоб конкурентам неповадно было продавать
втридорога муку и хлебо-булочные изделия, а пудожане каждый день имели бы
возможность пить не пустой чаёк, а побаловаться одной-другой сдобной булочкой.
Старожилы и патриоты края утверждают, что именно Н. А. Базегский до революции
дотировал всю фармацевтическую торговлю Пудожа и его окрестностей, чтобы при
необходимости земляки могли приобрести в аптечной сети уезда все необходимые
лекарства, а не полагаться на малообразованных знахарей и знахарок. Может, и
после революции дотировал бы. Но благодарное население Пудожа зимой 1917-18 г. г. сбросило купца со
второго этажа его частного дома, от чего Николай Александрович получил травмы
несовместимые с жизнью и скончался. Вот и подумаешь тут – насколько нужны
социально-защищенные цены и стоит ли быть филантропом…
А ведь купец, если вот так,
подумать, подарил родному городу не дешевые лекарства, о которых сегодня мало
кто помнит. И не одну единственную, ныне восстанавливаемую церковь построил. Он
вложился (и не только деньгами!) в нечто большее. В историю, которой славен
этот край.
Не своими купцами. Не
восстанавливаемым храмом. И даже не знаменитым когда-то льном. Своей историей
славен город Пудож. Небольшой карельский райцентр, от которого до
архангельского Каргополя или вологодской Вытегры значительно ближе, чем до
столицы республики…
|