Мы узнали о берестяных грамотах лишь полвека назад.
Благодаря этим памятникам русской письменности мы имеем возможность узнавать
образ жизни и ход мысли русского человека, жившего за тысячу лет до нас.
Берестяные грамоты — документы и частные послания XI — XV
веков, где текст наносился на берёзовую кору. Первые такие артефакты обнаружил
отечественный историк в Новгороде в 1951 году в ходе археологической
экспедицией под руководством А.В. Арциховского (1902-1978, историк,
член-корреспондент АН СССР).
К 1970 году в Новгороде нашли 464 берестяных грамоты. Текст
на них выводили примитивным методом — выцарапывали остро заточенным костяным
или металлическим штифтом (писалом). Бересту предварительно обрабатывали, чтобы
текст выходил чётким.
Берестяные грамоты археологи обнаруживали в слоях почвы, где
сохранились растительные остатки и древний мусор. Основная часть грамот
представляет собой частные письма, в которых затрагивались бытовые и
хозяйственные вопросы, описывались житейские конфликты, передавались поручения.
Также обнаружены грамоты несерьёзного и полушутливого содержания.
Арциховский указывал на грамоты с протестами крестьян против
господ, жаловавшихся на свою участь, со списками барских повинностей. На
берестяные грамоты наносились и денежные документы, некоторые архивы,
исторические записи, завещания, любовные послания и прочая насущная информация.
Арциховский обнаружил берестяные грамоты, которые
адресовались известным людям из новгородских посадников, а также их частную
переписку с родственниками. Эти документы раскрыли перед нашими современниками
тот факт, что на древней Руси грамотность находилась на более высоком уровне,
чем мы ранее считали. Её изучали не только бояре и духовенство, но и низшие
слои общества. Авторами некоторых берестяных грамот были простые женщины.
В музеях и архивах сохранилось немало поздних документов,
написанных на бересте в XVII — XIX веках, найдены целые книги. Русский писатель
и этнограф С.В. Максимов указывал, что лично видел в середине XIX века
берестяную книгу у старообрядцев в Мезени (Архангельская область). В 1930 году
колхозники на берегу Волги недалеко от Саратова, копая яму, нашли берестяную
золотоордынскую грамоту XIV века.
Иосиф Волоцкий (1440-1515, основатель и игумен
Иосифо-Волоколамского монастыря) писал, что лично видел в обители святого
Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех».
В июле 1951-го на Неревском раскопе нашли берестяную грамоту
№1. Она содержала перечень некоторых рабочих повинностей (позёма и дара) в
пользу некоего Фомы. Находка указала нам, что при написании грамот почти
никогда не использовались чернила. На ней текст был просто нацарапан на коре,
но хорошо читался. В честь этой находки в Новгороде ежегодно 26 июля отмечается
праздник — «День берестяной грамоты». Тот же раскоп принёс ещё 9 документов на
бересте, опубликованных у нас только в 1953 году (открытие берестяных грамот не
получило широкого освещения).
ГДЕ И СКОЛЬКО
Одной из последних сенсаций стало обнаружение в августе 2007
года первой берестяной грамоты в Нижнем Новгороде и в Москве. Причём найденная
в Тайницком саду Московского Кремля чернильная грамота с описью имущества стала
первым полноценным московским берестяным документом (ранее известная грамота №
1 и найденная грамота № 2 представляют собой небольшие фрагменты) и самой
большой из ранее известных берестяных грамот.
Берёзовая кора, как материал для письма, получила
распространение на Руси в XI веке и потеряла свою роль к XV веку, так как тогда
отмечено распространение на Руси доступной по цене бумаги. А береста
использовалась как подручный, но вторичный материал для письма, учебных
записей, для отчётов краткого хранения. Её использовали в основном простолюдины
как материал для частной переписки и личных записей, а государственные письма и
официальные документы фиксировались на пергаменте.
Береста постепенно ушла из государственного документирования
и частного быта. В одной из сохранившихся берестяных грамот (под грифом № 831),
представляющей собой черновик жалобы чиновнику, учёные нашли указание
переписать данный текст на пергамент и только затем отослать по адресу. Лишь
немногие грамоты хранились долго: это два берестяных листа огромного размера с
записью литературных произведений (грамота из Торжка № 17 и грамота № 893), оба
обнаружены в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книги малого
формата: там записаны молитвы (новгородская грамота № 419) и с текстом заговора
от лихорадки (№ 930).
Найденные берестяные грамоты оказались на помойке, они
попали в землю, когда в них пропала практическая надобность. А это значит, что
находки археологов не связаны с древними государственными и личными архивами.
Целые берестяные грамоты в момент обнаружения представляют собой свёрнутый
свиток бересты с нацарапанным текстом на внутренней стороне коры (иногда на
двух сторонах). Меньшая часть целых документов находится в грунте в развёрнутом
виде. Текст помещался на бересте в строку, в большинстве грамот (как и средневековых
славянских рукописях) без разделения на слова.
Значительную долю находок составляют фрагменты берестяных
грамот, повреждённых уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных
(разорванных или разрезанных) предварительно перед их утилизацией. Такая
практика упоминается в «Вопрошании» Кирика — новгородца XII века, где
вопрошается, нет ли греха в том, чтобы по грамотам «ходили ногами». Цель
уничтожения грамот проста: секретность. В роли «постороннего» сейчас
оказываются современные исследователи. Несмотря на то, что в интерпретации
фрагментированных грамот накоплен значительный опыт и общий характер документа
удаётся уловить в большинстве случаев, наличие оборванных букв и лакун часто
затрудняет истолкование отдельных фрагментов (как с языковой, так и с
содержательно-исторической стороны).
О ЧЁМ ПИСАЛИ НАШИ ПРЕДКИ
Большинство берестяных грамот представляют собой частные
письма, носящие деловой характер. Сюда входят и долговые списки, хозяйские
записи, поручения и коллективные челобитные крестьян. Обнаружены черновики
официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и
т. п.
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие
типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на
иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, шутки,
загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера
(азбуки, склады, школьные упражнения). Огромную известность получили
обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика.
Важными историческими источниками назвал берестяные грамоты
Арциховский. Большие монографические труды на эту тему принадлежат российским
академикам Л.В. Черепнину и В.Л. Янину.
Берестяные грамоты считаются вещественными и письменными
источниками. Места их обнаружения не менее важны для истории, чем их
содержание. Вместо безликой «усадьбы почтенного новгородца» мы узнаём об
усадьбе священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин и о следах
навеса над помещением суда князя и посадника. Одно и то же имя в грамотах,
найденных на соседних усадьбах, упоминания князей и иных государственных мужей,
указание сумм, географических названий. В них говорится об истории построек, об
их владельцах, их социальном статусе, связях с другими городами.
Благодаря берестяным грамотам изучается генеалогия боярских
родов Новгорода. Обнаруживаются политическая роль горожан, недостаточно
освещённая в летописи (Пётр-Петрок Михалкович, видный деятель от бояр XII
века). Документы на бересте рассказывают о землеустройстве в Новгороде, об их
экономических связях с Псковом, с Москвой, Полоцком, Суздалем, Киевом, даже
Обдорской землёй (Сибирь). Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV — XV
веков свидетельствуют об установлении там крепостного права, о развитии
судебной бюрократии. Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Руси, о
сборах дани с покорённых земель, открываем массу бытовых подробностей, которые
нам никогда бы не узнать. Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви,
на бересте зафиксирована древность некоторых черт литургии, есть сведения о
взаимоотношениях членов клира с жителями соседних усадеб, а упоминание Бориса и
Глеба в списке святых в грамоте XI века почти совпадает со временем их
канонизации.
|