Я думаю, все мы знаем режиссёра Александра Сокурова.
Заслуженного, Народного и обладателя многих премий и наград. Снявшего 17
художественных и 30 документальных фильмов, заслуженно вошедших в историю
кинематографии и в мировое культурное наследие.
Здесь отрывок из его
интервью, открывающий неожиданные стороны кавказского отношения к России.
- Вы преподаете в
Кабардино-Балкарии, часто бываете на Кавказе, видите ситуацию своими глазами.
Можете объяснить неприятие кавказцев, приехавших в русские области страны ?
- Во-первых,
национальное смешивание не всегда допустимо, на мой взгляд. Во-вторых, есть
значительные ментальные отличия в характере поведения в обществе. Конфликт
происходит на бытовом, народном уровне. Вы сразу заметите, что в кафе пришли,
например, чеченцы. Вы должны понимать, что у них может быть оружие, и что представление
о том, где его можно применять, а где нет, у них, скорее всего, отсутствует.
Говорили, что Кадыров как-то сказал, что такой вот у них менталитет – «быть с
оружием». Но ведь существует федеральный закон. Почему-то он не
распространяется именно на них. Почему ? Почему они так любят обращать на себя
внимание ?
Те люди, которые
приезжают в центральную Россию, не имеют представления о принципах культуры
русского общества. У нас не принято громко разговаривать, мешая окружающим.
Нельзя вести себя с женщиной откровенно по-хамски, проявлять насилие в
какой-либо форме… Да, среди русских есть всякие, может, не лучше, но энергетика
кавказских мужчин часто не позволяет им держаться в рамках …
Я сам был многократно
свидетелем неадекватного поведения ребят с Кавказа в Москве и Петербурге, как
они ведут себя за пределами норм, и знаю случаи, что происходит во
взаимоотношениях с чеченцами, приезжающими «на отдых» в города Минеральных Вод.
Знаю об агрессивных формах поведения чеченских предпринимателей в Ставропольском
крае, где они занимаются аннексией земель, скупкой земли. Многие этнические
русские бегут из Ставропольского края, считают, что власть не поддерживает их,
а методы борьбы, которые проявляют темпераментные чеченцы, кончаются
применением оружия. То, что они себя так ведут, тоже уровень культуры.
Государство должно честно и открыто говорить о таких проблемах.
— Получается, жители
Кавказа не хотят стремиться к общероссийскому менталитету и не хотят думать об
интеграции в наше общество ?
- Конечно, нет. В
чеченском обществе нет осмысления произошедших событий, нет представления о
том, что чеченская война была классическим мятежом. У чеченской молодежи есть
стопроцентное представление, что они выиграли у России войну.
Когда я в Грозном набирал
молодых на роли в фильме «Александра», разговаривали об этом. Многие из них
говорили: «Подождите, мы еще поставим все точки над «i». Мы всем вам перережем
горло и объединимся с Турцией». Они говорили мне: «Жизнь с Россией
противоестественна, невыносима, мы все равно объединимся с Турцией. Вы просто
не знаете, что мы думаем о вас на самом деле, а мы вот так думаем».
— Они уверены, что
турки будут им рады?
- Турки – сильный
цивилизованный народ, им не нужно это буйство. Проблема Кавказа заключается в том,
что целый ряд административных решений, которые сложились между федеральным
центром и Кавказом, привели к заглушению общественного мнения и политической
активности внутри самих республик. Ни в одной из кавказских республик нет
развитых оппозиционных партий, почти нет оппозиционной прессы, телевидения,
радио. Там есть ошибки в самой системе взаимоотношений силовых органов с
местным населением. Люди ходят, как рабы, опустив голову, боятся сказать слово.
А ведь это люди, которые могли бы работать на общие интересы России. Те же, кто
готов платить за участие в разных авантюрах, живут хорошо. Все это вместе –
принцип существования кавказских республик, как маленьких султанатов, Чеченский
султанат, например. Он бесперспективен. По сути, он бьет по самой России.
- Как же быть с
правозащитниками, которые столько лет убеждали нас, что на Кавказе живут
маленькие, но гордые народы ?
- Действительно,
маленькие и гордые, наверное… Это
традиции. Мы тоже употребляем такие красивые слова по отношению к себе, когда
говорим про русскую духовность и русскую душу. Хотя прекрасно понимаем, что это
сильное преувеличение.
Я своим ребятам на
курсе говорю, что не буду принимать и поощрять работы про то, как красиво сидят
в седле, и владеют кинжалом. Сложившийся стереотип, что кавказская культура –
это красивый парень с тонкой осиной талией, у него кинжал, под ним лихой
горячий конь. И еще бурка. Даже в девятнадцатом веке это было сомнительно.
Подавляющее большинство кавказских племён жили за счет грабежей. Мальчишек в
четырнадцать-пятнадцать лет отдавали в специальные отряды, где их обучали
грабить. Тем они и жили. Об этом написано в разных источниках. Но сейчас другое
время.
Что меня привлекло в
предложении ректора Кабардино-Балкарского университета Барсаби Сулеймановича
Карамурзова, так это то, что у него есть очень четкие политические,
гуманитарные и национальные представления. Он считает, что без развития
культуры, образования вообще невозможно развитие народа. Очень многие в
Кабардино-Балкарии, с кем я сталкивался, не представляют себе будущего без
России. Многие молодые люди очень хорошо знают русский язык и не очень хорошо
родной. Но если обстоятельства сложатся трагично, то уверяю вас, они смогут без
нас обойтись. Обойдемся ли мы без них – вопрос серьезный. Это очень непростой
вопрос.
— В свое время вы
предлагали Ельцину пригласить на должности управленцев, по примеру Петра
Первого, немцев или голландцев. Вы думаете, это что-то исправило бы в нашем
обществе?
- Абсолютно уверен в
этом. Я и Валентине Ивановне (Матвиенко. – Ред.) предлагал это.
— И что она ответила?
- Она смеялась. Но я
уверен, что это возможно. Для этого нужна политическая воля. Об этом мало
говорят, но крупного руководителя, политического или экономического, отличает в
первую очередь политическая воля. Она была у Ельцина.
Я уверен, что
начальниками или руководителями комитетов в правительстве Петербурга совершенно
спокойно могли бы быть немцы, голландцы или англичане. Как и руководителями
петербургской полиции. Если мы пошли по пути европеизации и начали строить
европейское государство, то нужно понимать, что со всяким национальным
российским своеобразием управления нам надо расставаться. Должен быть единый
принцип: европейский и демократический. Человек, который чем-то управляет,
должен быть профессионалом, честным, порядочным и следующим законам.
Решение Петра о
приглашении специалистов и архитекторов было не капризом не очень нормального
человека, тирана. На самом деле решение было не глупое. Только серьезные
политические решения могут качественно изменить работу в обществе. Ничего в
России не переменится, если не будут приняты серьезные политические решения –
все прочие ресурсы исчерпаны.
Мы прекрасно
понимаем, что в течение длительного времени в стране не удалось создать
разумного государства. Все попытки что-то изменить заканчиваются разговорами,
возней. Раздражение людей растет, уровень социальной культуры падает. Сейчас
уже нет социального института, который не был бы задет падением уровня
культуры.
Мы знаем, в каком
состоянии находится армия, полиция, догадываемся, в каком состоянии спецслужбы,
образование. Только самые честные, смелые и открытые меры могут спасти от
деградации и падения. Вокруг меня много людей, которые говорят: «Надо уезжать.
Нас ничто не ждет впереди».
nnm.ru
|