Об Афанасии Никитине нет других
биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города Твери.
Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1474). На обратном пути посетил
африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки "Хожение за
три моря" (точное название дневника) - ценный географический документ и
литературно-исторический памятник. В них автор рассказывает историю своих
странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии,
Турции, Крыму и югу России.
Летом 1466 года купцы из
Твери на двух судах отправились для заморской торговли в далекое плавание: вниз
по Волге за море "Дербенское", или "Хвалынское" - так в
старину называли Каспийское море.
Главой каравана избрали
Афанасия Никитина. Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плеса. Короткие
строки дневника говорят, что путь по Волге Никитину был знаком. В Нижнем
Новгороде - длительная остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно:
нападали татары.
В Нижнем Новгороде русские
купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому
посольству во главе с Хасанбеком.
Караван плыл "сторожко
и с опаской". Благополучно миновали Казань и другие татарские города, но в
дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за
оружие. Татары "застрелили у нас человека, а мы у них двух
застрелили", сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на
рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в
плен четырех русских.
Уцелевшие два судна вышли в
Каспийское море. Меньшее судно, на котором было "6 москвичь да 6
тверичь", во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы
(Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили товар, а людей захватили в
плен.
Афанасий Никитин с десятью
русскими купцами, находясь на посольском судне, благополучно добрался до
Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его
увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Но товар кайтаки не вернули.
Никитин был из тех купцов,
что брали товар для заморской торговли в долг, и утрата товара грозила ему на
родине не только позором, но и долговой ямой.
В сентябре 1468 года
Никитин из Баку отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран, а затем,
перевалив горы Эльбурс, двинулся на юг. Путешествовал не торопясь, иногда по
месяцу жил в каком-нибудь селении, занимаясь торговлей. Весной 1469 года он
добрался до "пристанища Гурмызьского", так он называет Ормуз -
большой и оживленный порт, где пересекались торговые пути из Малой Азии,
Египта, Индии и Китая. Товар из Ормуза доходил и до России, особенно славились
"гурмыжские зерна" (жемчуг). Узнав, что отсюда вывозят в Индию
лошадей, которые там "не родятся" и очень дорого ценятся, тверяк
купил хорошего коня и из Гурмыза "...пошел есми за море Индейское..."
23 апреля 1471 года Никитин сел на судно и через шесть недель прибыл в
индийский город Чаул.
Индия поразила его. Даже не
сама земля, столь не похожая на его родные места, а люди - темнокожие, нагие,
босые. Лишь у тех, кто побогаче да познатнее, на голове да бедрах фата - кусок
материи, но у всех, даже и бедных - либо золотые серьги, либо браслеты на руках
и ногах, а вокруг шеи - украшение тоже из золота. Никитин недоумевал: если есть
золото, отчего же они не купят хоть какую одежду, чтобы прикрыть свою наготу?
Но в Чауле ему не удалось выгодно продать коня, и в июне он отправился через
Западные Гаты в глубь страны, за 200 верст от моря, на восток, в небольшой
городок в верховьях Сины (бассейн Кришны), а оттуда на северо-запад, в Джуннар
- крепость, стоящую на высокой горе, к востоку от Бомбея. Асад-хан, наместник
Джуннара, соблазнился превосходным конем и повелел силой забрать его. Вдобавок,
узнав, что жеребец принадлежал иноверцу, Асад-хан вызвал русина к себе во
дворец и посулил вернуть жеребца и отвесить тысячу золотых в придачу, если
чужеземец согласится перейти в магометанскую веру. А нет, так не видать тому
жеребца, да и самого продаст в рабство.
Хан отвел на размышление
четыре дня. Никитина спас случай - помог своим ходатайством случайно
встреченный старый знакомый Мухаммед. Хан показал, что может быть милостив: не
стал понуждать менять веру и вернул жеребца.
Никитин шел в Индию в
надежде взять товар на Русь, "ано нет ничего на нашу землю".
Дождавшись, как подсохнут
дороги после сезона дождей, в сентябре, повел жеребца еще дальше, за 400 верст,
в Бидар, столицу бесерменского (мусульманского) государства Бахмани, владевшего
тогда почти всем Деканом до реки Кришны на юге, - "город большой, многолюдный".
Затем пошел он дальше - в Алланд, где открывалась большая ярмарка и где он
надеялся выгодно продать жеребца. Только напрасно на это рассчитывал: тысяч
двадцать коней собралось на ярмарке, и Никитину продать своего жеребца не
удалось.
Только в Бидаре, в декабре
1471 года продал он, наконец жеребца. В 1472 году из Бидара Афанасий направился
в священный город Парват, на правом берегу Кришны, куда богомольцы шли на
праздник ночи, посвященный богу Шиве (Сиве). Путешественник отмечает, что этот
город для индийцев-брахманов так же священен, как для мусульман Мекка, для
православных Иерусалим. На этот большой праздник собиралось до 100 тысяч
человек.
Из Парвата Афанасий Никитин
снова вернулся в Бидар, который оставил в апреле 1473 года. Пробыв пять месяцев
в одном из городов "алмазной" области Райчур, решил возвращаться
"на Русь".
Никитин был разочарован
результатами путешествия: "Меня обманули псы-басурмане: они говорили про
множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец
и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин. Но нам
они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море
много."
Из краткого вступления к
его "Хожению...", включенному в "Львовскую летопись" под
1475 год, видно, что он, "Смоленска не дойдя, умер [в конце 1474 - начале
1475 года], а писание своей рукой написал, и его рукописные тетради привезли
гости [купцы] в Москву..."Тетради, исписанные рукою Никитина, попали в
Москву, к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сразу же понял, какую
ценность они представляют - ведь до Никитина русские люди не были в Индии. В
XVI-XVII веках "Хожение..." неоднократно переписывалось: до нас дошло
по крайней мере шесть списков.