Самой известной былиной о Добрыне Никитиче является былина о
его храбром поединке со Змеем Горынычем. Самое интересное, что и историки и
ученые твердо уверены, что бой действительно был. Но с кем?
А вот здесь мнение тех и других кардинально расходятся. По
мнению одних ученых, Змей, доисторический ящер действительно существовал и,
облюбовав приграничные просторы, здорово пакостил, поедая все, что движется.
Согласно другой версии – Змей – это аллегория и под ней
подразумевается нечто более масштабное. На этой версии мы и заострим ваше
внимание.
Согласно летописям, в 20 лет Добрыню освободили от рабства,
в котором бывший княжич пробыл почти 10 лет и не только приняли в дружину, но и
вернули прежний титул. Это произошло благодаря тому, что младшая сестра Добрыни
Малуша стала женой князя Святослава. Княгиня Ольга позволила бывшим рабам снова
стать князьями с одной целью – примирить русичей с варягами, правивших в те
года на Киевской земле.
Добрыня, которого учтиво стали величать Добрыня Никитич (Нискинич
– имя княжеского рода древлян) стал негласным советником князя Святослава, в
ратных делах. А позже, когда у князя с Малушей родился сын Владимир, стал тому
нянькой. Владимир был княжичем, однако старшие братья Олег и Ярополк относились
к нему с презрением. Они – дети Святослава от браков с иноземными княгинями.
Малушу же все помнили при дворе прислугой. Историки и сейчас спорят, была ли
Малуша законной княжеской женой. Доказать это сейчас не возможно, однако сына у
Малуши забрали сразу после рождения, а молодую мать отправили как можно дальше
от Киева, в село Будутино под Псковом. Рядом с малышом остался единственный
близкий ему человек – дядя Добрыня. Он становится опекуном и учителем юного
князя. В этом ребенке он видит самого себя, ведь Добрыня когда-то тоже был так
одинок и его также ненавидели при дворе. В 969г. умирает княгиня Ольга, а
Святослав становится главным князем. Первое, что он делает – разделяет земли
среди своих сыновей. Ярополк княжит в Киеве, Олегу достается древлянская земля.
Святослав забыл о своем третьем сыне, но тут вмешался случай и Добрыня. В Киев
приехали новгородские бояре – просить защиты и наместника. Князь согласился и
отправил 9-ти летнего Владимира и его опекуна Добрыню в Новгород. Сам же с
воеводой Свеннельдом отправляется в поход на печенегов.
Святослав не знает, что этот поход станет для него последним
и на острове Хортица его убьют печенеги. Хан Киря прикажет сделать из черепа
князя чашу и выбить на ней надпись: «Кто за чужим пойдет, тот и свое потеряет».
Никто из киевлян, которые так горевали за Святославом и
подумать не мог, что в смерти князя виноват варяг Свеннельд. Именно Свеннельд
завел Святослава в ловушку. Фактически он послал князя на печенежскую расправу,
а сам со своим войском пошел в обход засады. Историки до сих пор спорят:
предупредил воевода печенегов о расположении княжеского лагеря или те нашли его
сами?
Добрыня правит княжим Новгородом и воспитывает Владимира. Но
спокойное правление длится не долго – к Добрыне доходят слухи о том, что Киевом
теперь правит Свеннельд, а Ярополк полностью ему подчиняется. Со временем
Добрыня узнает, что войско Свеннельда идет походом на Новгород – бывший воевода
хочет завоевать все земли и стать единым правителем Руси.
Добрыня, прошедший многолетнюю муштру, понимает, вступить в
бой сейчас – значит обречь на верную смерть Владимира, себя и свое войско. Он
отдает Новгород без боя, а сам скрывается в Швеции – там он хочет найти
поддержку. За короткое время Добрыня завоевывает и заключает мирные договора с
шестью русскими княжествами.
Наконец, в 980 г. вместе с Владимиром он идет на Киев и
располагается лагерем под его стенами. Он хочет завоевать Киев и освободить его
от Свеннельда и жестокого бога Перуна. Но им не пришлось биться – уставшие от
жестокого варяжского правления жители сами открыли ворота. Свеннельд и Ярополк
сбежали.
Самое интересное то, что именно 980г. историки считают годом
легендарной битвы Добрыни со Змеем Горынычем.
Так с кем же бился Добрыня? С мифическим существом, или с
реальным врагом? И где искать место легендарного боя?
Добрыня встретился со Змеем в Киеве, там, где ручеек
Смородинка впадает в огненную Почай реку, именно там было описанное в былинах
логово Змея.
«Стал Добрыня со Змеем бороться – земля стонет, небеса
пылают. Бились они три дня и три ночи. А когда поразил Добрыня Змея в самое
сердце, то убил Змея проклятого» – так описан бой в былинах. По легенде, Змей
сбежал от Добрыни и спрятался в одной из пещер, но богатырь все равно настиг
его и убил.
Добрыня настиг Свеннельда возле Канева. Там он и казнил
своего злейшего врага. Академик Шахматов считал, что многоголовым Змеем
Горынычем называли властную варяжскую династию. И именно борьбе с варягами
посвятил свою картину художник Васнецов. Последней головой Змея был варяжский
воевода Свеннельд. Это с ним три дня и три ночи бился богатырь Добрыня и
одержал победу. Однако существует еще одна версия, но об этом во второй части.
После победы над Свеннельдом Добрыня и Владимир должны были
объединить государство, которое теперь насчитывало 12 племен. Но как это
сделать мирно и без кровопролития?
Тогда Добрыня и проявил свой дар настоящего миротворца. Он
предложил усовершенствовать религию и ввести 6-тибожие.
Для этого в Киеве были поставлены идолы всех шести богов,
которым русичи поклонялись в разных уголках Древней Руси:
Дажбог – бог солнца и успеха,
Хорс – бог месяца и энергии,
Стрибог – бог войны, ветров и стрел,
Симаргл – бог подземного мира, бог семян и корней,
Мокош – богиня дождя и воды, покровительница женщин,
Перун – верховный бог, бог грома и молний.
Раньше в Киеве покланялись лишь Перуну. Каждый год ему
приносились в жертву юноша или девушка. Несчастные заканчивали свои дни в
пламени жертвенного костра. Опасность быть сожженным преследовала Добрыню и его
сестру Малушу на протяжении почти 10-ти лет.
Но теперь Перун не мог принимать решения самостоятельно. Для
этого ему нужно было сначала договориться с другими богами. Так Добрыня
ограничил власть некогда могущественного бога. Однако на этом Добрыня не
остановился.
Объединенная Русь стала большим государством, и ему
необходимо было укреплять и расширять связи далеко за своими пределами. Для
этого требовалось сделать всего один, но очень ответственный шаг – принять
христианство. В те времена христианство и цивилизация были синонимами и дорога
к признанию, и уважению лежала только через принятие христианства.
Согласно летописи, под горой, где стояли идолы, собралось
тысячи людей. На их глазах Добрыня поднялся к святилищу богов, снес мечом
голову Перуна и скинул деревянного идола в воду. А дружине приказал плыть за
идолом до границ Руси и баграми отгонять его от берегов, чтобы не было места
Перуну на Русской земле. Оставили идола лишь близ острова Хортица на границе,
где он застрял на мели.
Считается, что в былинах нашли отражение реальные
исторические события, и они были даже более правдивыми, чем истории, описанные
в летописях. И бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем – это не что иное, как
борьба новой религии – православия со старой религией – язычеством. Срубил
Добрыня шесть голов – низверг шестерых богов, низверг седьмую и поразил Змея в
сердце – отверг язычество, низверг культ Перуна.
Кстати, в былине есть любопытный эпизод, когда слабеющий
Добрыня окунается в воды Почай-реки и к нему возвращаются силы. Ученые считают,
что это не что иное, как обряд омовения, крещения. Тем более, что именно в
водах Почай-реки, берущей свое начало в Оболони и впадающей в Днепр и было совершено
Великое Крещение народа Русского.
В 987г. Добрыня стал наместником Новгорода и оставил Киев.
Дата его смерти неизвестна. Но в летописях упоминается, что дожил доблестный
богатырь до глубокой старости и был похоронен в деревянной церкви Софии Киевской.
За ним очень тосковал его племянник – Владимир Великий князь Красно Солнышко.
Оставил после себя богатырь русский Добрыня Никитич
объединенную христианскую державу – Киевскую Русь, город-крепость Белгород и
легенду про поединок со Змеем.
|