Шишига, шишимора, кикимора
- все это имена одного и того же древнего духа, которого мы в своем сознании
прочно ассоциируем с болотной нечистью. Однако такое представление не совсем
правильное: кикимора не всегда жила на болоте...
Кикимора болотная и
домашняя
В обиходе кикиморами часто
называют сварливую, занудливую женщину, которая вечно всем недовольна.
Внешность их тоже не отличается привлекательностью: острый нос, маленькие
глазки, тощая сутулая фигурка и растрепанные волосы. Такой портрет довольно
близок к описанию домашней кикиморы, или жены домового. Считалось, что такое
существо может поселиться в избе у нерадивой хозяйки. Днем она сидела за
печкой, а ночью гремела ухватом и горшками, путала пряжу, не прибранную на
ночь, могла навредить домашней птице или овцам. Избавиться от кикиморы можно
было лишь в один день в году — 17 марта, в день Герасима-грачевника. В этот
день старой метлой с приговорами обметали все углы в избе и метлу эту увозили из
дома. Также считалось, что можно вернуть кикиморе человеческий облик, если
поймать ее и выстричь волосы на темени крестом, а после этого обязательно
окрестить, но это задача была не каждому по плечу.
Впрочем, в некоторых
источниках кикимор прочно связывают с болотом. Должна же и у этих земель быть
хозяйка: лесные кикиморы (лешихи или лисунки) в качестве жены лешего поселялись
на болоте и развлекали себя тем, что заводили путников в трясину, пугали
грибников и ягодников, а иногда даже воровали детей, оставленных без присмотра.
Дочь огня
Происхождение кикимор может
быть различным: это могут быть умершие некрещеными или проклятые матерями дети,
а также младенцы, которых похитила и воспитала у себя нечистая сила. Также
считалось, что подсадить в дом кикимору, которая будет причинять хозяевам
большое беспокойство, может плотник. Если хозяин не рассчитался с работником в
срок, то в доме начинали твориться всякие безобразия, но стоило отдать плотнику
его заработок, как все неприятности прекращались. У русских крестьян
существовало поверье, что кикиморы являются детьми особого вида нечистой силы —
огненного змея. Эта нечисть являлась к тоскующей по возлюбленному женщине в
виде обаятельного красавца, становившегося ее тайным любовником. До дома своей
жертвы огненный змей предпочитал добираться в виде летящего по воздуху
огненного шара или «огнем ползучим». Плод такой любви был, разумеется, проклят.
Еще из чрева матери младенца забирала нечистая сила и воспитывала у себя.
Растет кикимора семь лет — тело-соломинка, голова с наперсточек. Быстро бегает,
все о людских грехах знает, весь век не старится и обходится без одежки и
обуви.
В некоторых регионах
воровством детей могут заниматься особые болотные существа — кочки. Особенно
это поверье распространено на юге Урала. Днем кочки сидят по плечи в болоте,
выставив на поверхность лишь лохматую шевелюру, и ведут себя тихо. Но с наступлением
темноты эти низкорослые сморщенные существа вылезают из трясины и отправляются
на поиски заплутавших детей. Если жертва оказывается поблизости, то руки у
кочки вытягиваются наподобие веревок, обвивают свою жертву и тянут на дно,
откуда уже нет возврата в облике человеческом,
Хозяйка уральских болот
Отголоски этих мифов очень
живучи — в глухих местах до сих пор можно услышать рассказы о проделках
кикимор, а иногда и увидеть их. Михаил Прошин, побывавший у дальних
родственников в небольшой уральской деревеньке, до сих пор вспоминает такую
встречу.
Деревня Полозово сохранила
свой старинный дух — потемневшие от времени избы, некоторые уже сильно
покосившиеся, колодцы и отсутствие электрического освещения. Здесь же, на
окраине, прилегающей к болоту, живет и местная легенда — бабка Шишига. Уже
никто не помнит, как ее звали, и никто не берется сказать, сколько ей лет — по
самым скромным подсчетам, около ста. Говорят, в детстве она потерялась на
болоте и вернулась в деревню через несколько лет, когда ее уже и не ждали.
Родители ее к этому моменту умерли, а люди, вселившиеся в их дом, сочли за
лучшее вернуть его сироте: кто знает, чего можно ждать от человека,
вернувшегося из гиблых болот. Девочку не обижали, но чаще обходили стороной —
обращались, только если кто-нибудь серьезно болел: никто лучше Шишиги в травах
и зельях не разбирался. Так и жила она — вроде и в деревне, но особняком.
Может, поэтому Михаил за почти двухнедельное пребывание в Полозово ее ни разу
не видел. Отпуск его подходил к концу, хотелось увезти в город побольше лесных
сокровищ — грибов да ягод. Вот и отправился он за черникой, а чтобы дело
быстрее шло. прихватил с собой совок для сбора. Целый день провел в черничнике,
а на обратном пути решил срезать путь через небольшое болотце — вроде и места
уже знакомые. Но то ли заблудился, то ли просто переоценил свои силы, да только
на обратном пути провалился горожанин в топкое место. Кругом глушь: хоть как
кричи — никто не услышит. В панике Михаил погружался все глубже в холодную
трясину, когда откуда ни возьмись появилась маленькая сморщенная старушонка.
Надежды на то, что слабая пожилая женщина сумеет его вытащить, у Михаила не
было, однако, незнакомка оказалась сильнее, чем можно было подумать.
Поблагодарил он женщину, а та в ответ только головой покачала: «Зачем, —
говорит. — лес грабишь?» — и на совок показывает. Ничего не успел Михаил
ответить, обернулся — ни совка, ни старушонки, а сам он стоит на твердой
тропинке, и до деревни уже рукой подать. Там уж ему сказали, что это он бабку
Шишигу встретил.
Черники Михаил увез с собой
и других ягод, но с тех пор для сбора только руками пользуется, да и вообще
бережнее к лесу относиться стал. Вот такая она, хозяйка уральских болот.
Болотный реликт
Встречают кикимор и в
других местах, но облик у них не всегда традиционный. В глухих псковских
болотах тоже живет своя «нечисть», с которой довелось встретиться Владимиру
Смелянскому. Вместе со своим другом Сергеем он приехал к его родственникам
поохотиться. Городских гостей встретили радушно — несколько дней Григорий
Севериныч, двоюродный дядька Сергея, водил охотников по местным угодьям. Места
в Пилистово-Ловатском болотном массиве хоть и заповедные, но на некоторых птиц
охота разрешена. Когда все ближние озера и речушки уже были обследованы, егерь
предложил сходить на дальнее большое озеро. Вышли еще до зари, шли долго, но
зрелище того стоило — таким обилием и разнообразием пернатых может похвастаться
далеко не каждый заповедник. Пока зачарованные охотники наблюдали за птицами,
погода испортилась, и хлынул проливной дождь. Возвращаться обратно пришлось
напрямки, через Гнилое болото, чем Севериныч был очень недоволен: дорога по
топким местам опасная, да и нечистая сила пошаливает. Друзья пообещали, что
будут соблюдать указания проводника, а на счет нечистой силы... на дворе XXI
век. Уже на середине пути, несмотря на все предосторожности. Сергей все же в
трясину провалился. Пока Севериныч с величайшей осторожностью вытаскивал
утопающего за ремень от ружья, Владимир повернулся, чтобы поискать палку
подлиннее. Вот тут ему и пришлось замереть — на травяном островке неподалеку
сидел диковинный зверь. Серовато-зеленое покрытое чешуей туловище с очень
короткими перепончатыми лапами и толстым хвостом. Голова большая и плоская,
похожая на рыбью, а широкая пасть полна мелких острых зубов. Инстинкт охотника
сработал вперед всех других мыслей, и Владимир выстрелил по чудовищу. Дробь не
причинила монстру никакого вреда, но заставила ретироваться — с плеском
полутораметровое животное нырнуло в воду. К этому времени Сергей с Северинычем
уже стояли на тропинке. «Вот это и есть наша кикимора», — прокомментировал
егерь. Охотники и местные жители и раньше встречали в здешних местах этого
монстра, который по описанию больше всего похож на доисторическое животное
ихтиостега. По мнению ученых, ихтиостеги жили более 300 миллионов лет назад и
были переходной формой от водных животных к наземным. Останки этих древних
существ находили на территории современной восточной Гренландии. Также подобные
находки делали и в Европе, но никто не предполагал, что в псковских болотах под
личиной кикиморы скрывается живой экземпляр древнего монстра. Теперь тут есть
над чем поломать голову не только фольклористам.