В
отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной
литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока,
тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую
пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности. В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне
заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до
Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского
полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга,
образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных
народов Европы. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы;
западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были
ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары,
македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение
славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех
славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим
противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком
древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых
сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских
и белорусов и Германа — у болгар. Славянская мифология и религия славян слагалась из
обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом,
"творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян
Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун.
Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще
(именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого
некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались
сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь.
Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат
Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально
также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние
и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем
боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку,
новые, более определенные и более причудливые формы.
Так, у западных славян
высшим богом считался Святовит, и ему соответствовал Триглав —
трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. В
городе Ретре тот же вышний бог, сын Сварога, носил название Радегоста,
а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или
Крака. Уже древние писатели предполагали, что имя Святовита явилось
вследствие смешения языческого бога с христианским святым Витом;
название Радегоста было тоже, как предполагают, перенесено на бога с
имени города, а город получил это имя от одного из своих князей. Крак,
по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и
правитель народа. Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все
перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все
они явились позднее. Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских
богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к
борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с
зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими
представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ
предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце
света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем,
вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как
в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения
похоронного обряда душа скитается на земле; у южных славян душа в этом
состоянии носит название видогоня. Душа обречена на вечное скитание на
земле, если правильного обряда не было выполнено; так, души девушек или
детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы
облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к
сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и
отправлял ее в райские жилища. В этом огне П. Н. Милюков усматривает
связь между двумя самостоятельно возникшими системами религиозных
представлений: обоготворением сил природы и культом предков. С одной
стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога,
посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению
души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка,
которая под именем Родa, Чура, домового становилась домашним божеством,
охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно
нераздельное целое; на нем одинаково чествовались стихийный небесный
бог и родовое божество семейной общины. Это двойственное значение огня
находит наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о
домашнем существе (чешское название его Křet, словен. Skrat), которое
под видом огненного змея прилетает через трубу и приносит хозяину
всякого хлеба и других плодов земных, а иногда и разные сокровища.
В Тульской губернии
существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется
огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю). К тому
времени, когда среди славян стало распространяться христианство,
славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о
богах, к каким пришли, например, греки: славянские боги продолжали
сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных
антропоморфических черт. Равным образом и культ предков у славян не
вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких
строгих юридических последствий, как у греков и римлян. Религиозные
воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований,
которые составляют общее достояние народов арийского племени: они
сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и
дальше почти не подвинулись. Соответственно этому у них не было
выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия.
Только у балтийских славян мы находим прочную религиозную организацию:
кумиры, для которых воздвигались храмы, жрецов, совершавших
богослужение по известному чину, с известными обрядами, имевших
иерархическое устройство и с течением времени приобретших значение
первенствующей касты. У прочих славянских племен не было ни
общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным
богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под
влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах.
Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме
Перуну, Хорсу, Даждьбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над
Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно,
им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне,
сам приносил жертвы. Но при том же Владимире введено в России
христианство, которое положило конец развитию славянского культа, хотя
и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований.
По принятии христианства
народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило
своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение
"бесов", частью сохранило верность своим родовым богам. Козьма Пражский
(† 1125 г.) рассказывает: "и доселе между многими из поселян, точно
между язычниками, иной чтит источники или огни, иной обожает леса или
деревья, либо каменья, иной приносит жертвы горам или холмам, иной
кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы
они правили домом его и им самим". Под этими идолами Козьма разумеет,
очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и
шетками, у русских — домовыми и т. д.; чешский домовой Křet изображался
у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего
он и назывался Paleček (мальчик с пальчик). Наиболее интересным
отражением славянской мифологии является приурочение языческих
верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам,
славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде
непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы.
Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года —
рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне
влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок
получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми
славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот,
также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским
праздникам: таковы руcaлии, семик, купало. При языческом характере
праздников название праздника превращалось в название божества, в честь
которого некогда он совершался. Таким образом явились другие славянские
боги вроде Ярилы, Костромы и т. п., число которых, вероятно,
увеличилось благодаря недалёкому обличительному усердию христианских
миссионеров, не вдумывавшихся в общую религиозную мысль славян и
видевших во всяком названии особого бога.
Своеобразие славянской
мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее
создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно
связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них
приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и
коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы,
водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и
сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают
собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную
жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов,
которых было сравнительно немного и которые управляли природными
явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и
почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Литература
Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.: Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002
А.Платов «Славянские руны», -М.:Гелиос, 2001
|