Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не
подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси
гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI
века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о
государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что
окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный
герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему
приписывается учреждение государственного герба, как такового. В
качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне
изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый
орел.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое.
Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э.
Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он
служил гербом хеттских царей.
Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском
царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,-
во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.).
Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима.
Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел
был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы -
Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной
эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака
Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего
Византийского императора Константина XII Палеолога. История
взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является
темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу.
Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии
датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие
в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у
Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за
Болгарию, которая была завоевана Святославом.
Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.
"Принятие Русью христианства из Византии широко
открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и
учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области
политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя
новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое
духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от
бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и
поддержания внутреннего общественного порядка...”
Однако далее исторических подтверждений отношений
Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа
Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю
Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак
этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные
последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг
последней византийской царевны, великий князь Московский становится как
бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего
православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском
Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и
строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века
постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и
непосредственное обращение государя со своими подданными, и он
поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и
"домашнего” титула "великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает
пышный титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий
князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и
Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.
В отношениях с малыми соседними землями появляется
уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими
государями, "самодержец” представляет собой перевод византийского
императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально
самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но
Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти
монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского
государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который
комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия
Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что
является первым отражением ее развития на гербе...
Становление Российского герба от Ивана III до Петра IУже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение
с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна
III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели
на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть,
что она является молодым государством, которое только начинает
формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством
использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы
является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с
племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.
В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел
изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки.
Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к
записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с
войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки,
то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев
Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции,
становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в
теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания
монаха Василию III.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие
победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь.
Рост могущества русского государства отразился и на его гербе.
Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с
восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати
на груди орла изображен щит вырезанной, или "германской”, формы с
единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы,
используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что
свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной
стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия,
побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в
формировании российского герба. Изображение московского герба на груди
орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской
иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя
сторону, что противоречит геральдическим правилам.
21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича
Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной
Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух
русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия
выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе
"встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать
"пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в
истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое
объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством.
И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом
вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало
Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства
великорусов, малороссов и белорусов.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел
завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с
Польшей (1667), при нем Россия смогла "показать себя” всей Европе.
Российское государство занимает довольно значительное место рядом с
европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова
отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано
с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи
Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия
Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение "О родословии
российских великих князей и государей, с показанием имевшегося,
посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими
державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским,
гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных
королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на
конце же портрета царя Алексея Михайловича”.
Она явилась отправной точкой для развития российской
геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом
последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла
высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало
собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства;
главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским
гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до
появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла,
начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне
(Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде
что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав
тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.
В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые
было дано официальное разъяснение российского герба: "Орел двоеглавый
есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея
Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его
Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны
изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское
славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского
Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях
изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют
милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и
Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов
гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и
должно свидетельствовать о величии России.
"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.
http://www.rusempire.ru
|