Родился Ю. Ф.Лисянский в Нежине, воспитывался в морском
кадетском корпусе в Кронштадте. В 13 лет произведен в гардемарины, в 15 -
получил первое боевое крещение во время войны со Швецией (1788). В 1789 г. был произведен в
мичманы, в 1793 - лейтенанты. По повелению Екатерины II вместе с 16 -ю
офицерами отслужил волонтером 5 лет в британском флоте. Побывал в Северной
Америке, долгое время жил в Филадельфии, ходил в Ост-Индию. Во время
практических плаваний познакомился с И.Ф. Крузенштерном. Вернулся на родину в 1797 г., был произведен в
капитан-лейтенанты, командовал фрегатом «Автроил». За доблестное участие в 18
морских сражениях награжден орденом Св. Георгия.
В 1803 г.
к Ю. Ф. Лисянскому обратился И.Ф. Крузенштерн с предложением взять на себя
командование одним из кораблей, отправлявшихся в первое кругосветное плавание.
Лисянский к тому времени был выше по званию Крузенштерна, но, как он объяснял,
«долговременное мое знакомство с этим человеком отменных дарований, прежнее
путешествие наше в Америку и Восточную Индию, а более всего желание быть
полезным Отечеству в столь важном случае, были причиной того, что я, невзирая
на старшинство своей службы, с великой охотой согласился совершить столь
отдаленное путешествие под его начальством».
Организация этого грандиозного предприятия была тесно
связана с проблемами русских колоний на северо-западном побережье Америки и
Российско-американской торговой компании. Цель экспедиции – проложить морской
путь для снабжения колоний, где Россия еще с XVIII в. добывала в огромных
количествах «мягкое золото» - мех.
Подготовка к сложнейшему пути, «не испытанному до того
россиянами», длилась почти год. Ю.Ф.Лисянским были закуплены в Англии два
корабля полувоенного типа за 22 000 фунтов стерлингов (почти столько же в
золотых рублях). Здесь же капитан приобрел астрономические, физические приборы,
аптеку, добротную одежду на разную погоду для каждого моряка, тюфяки, одеяла,
подушки. В России закупался самый лучший продовольственный запас. Например,
сухари, заготовленные в Петербурге, не испортились за два года плавания;
солонина, приготовленная петербургским купцом, не испортилась за время
странствия. Для профилактики цинги на кораблях имелись самые лучшие
противоцинготные средства. Бочки кислой капусты, щавеля и клюквенного сока
также «должны были сохранять здоровье людей».
Команды кораблей комплектовались исключительно из
добровольцев. Во время службы на иностранных кораблях, Крузенштерн и Лисянский
работали с матросами разных стран, но «зная преимущественные свойства
российских, даже английским предпочли». Невероятный случай в российском флоте:
командиры добились матросам, выходцам из крепостных крестьян, жалование - 120
рублей в год. На «Надежде», которой командовал И.Ф. Крузенштерн, команда
состояла из 58 человек, на «Неве» - 47.
26 июля 1803
г. «Надежда» и «Нева», вышли из Кронштадта. В
Копенгагене пополнили запасы продовольствия, 27 сентября пришли в Фальмут
(Англия), где проконопатили корабли еще раз. 26 ноября 1803 г. перешли экватор, 3
марта 1804 г,
в жестокий шторм корабли обогнули мыс Горн и в следствии сильного ветра, снега
и града разлучились. В мае корабли встретились на Сандвичевых островах. 7 июня
«Надежда» пошла к Петропавловску-на-Камчатке, а «Нева» к берегам Аляски.
«Нева» прибыла в Кадьяк, где находилась главная контора
Российско-американской компании. Предполагалась зимовка, затем погрузка меха и
отправка в Кантон (Китай), на международный рынок. Зимовка была долгой и трудной.
«Сколько мне не встречалось необитаемых мест, но они ни коим образом не могут
сравниться с этими своею дикостью», - признавался Лисянский. Время проходило в
исследовании побережья, бухт, заливов, протоков и т. д., т.е. всего, что
необходимо для дальнейших плаваний судов.
В своей книге « Путешествие вокруг света на корабле «Нева»,
вышедшей в 1812 г.,
Лисянский, много страниц посвятил рассказу о коренном населении русских
владений, проводящих « свою жизнь в промыслах, празднествах и в голоде,….первым
удовольствием в жизни которых считается сидеть и смотреть на море». Несмотря на
«дикость» и «варварство» многих обычаев, Юрий Федорович старался показать свое
«полное расположение» к населению. Он приказал пропускать на корабль всех
желающих осмотреть небывалое творение. Люди покидали корабль « с теми мыслями,
что на корабле моем собраны самые лучшие сокровища». В благодарность аборигены
на берегу устраивали многочасовые пляски в нарядных костюмах.
Лисянский считал, что выгодный для торговой компании бизнес
превратился в величайший вред для коренных жителей. За добытые аборигенами
бобров, лисиц, нерп, птиц контора расплачивается мелочью - бисером, табаком,
европейскими безделицами. Каждое лето здоровые мужчины уезжали на промысел, а
женщины и дети долгое время оставались без кормильцев, продолжая нести
рукоделием трудовую повинность. Даже самые старые жители не освобождались от
нее. По приказу Лисянского в селения с голодными жителями отправлялись лодки,
груженые рыбой и китовым мясом.
После пребывания в российских колониях «Нева» отправилась на
встречу с «Надеждой», которая состоялась в ноябре 1805 г. в Макао (Южный
Китай). Два месяца они занимались продажей мехов, полученных на Аляске. Затем,
в феврале 1806 г.
«Надежда» и «Нева» оставили китайский берег, через 16 дней пересекли экватор и
6 марта вышли в Индийский океан. У берегов Южной Африки сильный шторм
разъединил их. Встретились они в августе, в Кронштадте, откуда вышли вместе три
года назад.
Плавание 1803-1806 гг. открыло эпоху российских кругосветных
путешествий и великих открытий мирового значения. Россия заняла ведущее место в
исследовании океанов. Русские моряки проникли в малоисследованные или никем не
исследованные территории от Арктики до Антарктиды. В Западном и Восточном
полушарии появилось множество русских географических названий.
За путешествие Лисянский был возведен в капитаны 2 ранга,
получил пожизненную пенсию в 3000 руб. и единовременно 10 000 руб. В 1807 г. он командовал 9 судами,
крейсировавшими от Готланда до Борнгольма, наблюдая за английскими военными
судами. В 1809 г.
в чине капитана 1 ранга вышел в отставку. В 1812 г. опубликовал свою
книгу «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 - гг.», а в 1814 г. это издание вышло в
Лондоне на английском языке. Богатая коллекция оружия, одежды, собранная во
время посещения разных стран, по завещанию Лисянского была передана в
Румянцевский музей. Умер Ю.Ф. Лисянский в 1837 г.