Тихий, небольшой городок на
Волге, расположившийся на обоих берегах, местами более похож на село. В
магазинчике продавец отчаянно окликает мальчишек, убежавших с мороженым, не
взяв сдачу, и доброволец из очереди тут же кидается их возвращать.
На улице голосят петухи,
носятся разномастные собаки, старик у самой дороги колет дрова, мамаши
прогуливаются с нарядными малышами, бабоньки на берегу полощут белье. А из воды
поднимается колокольня, напоминая о том, что историческая часть Калязина
затоплена в 1940 г.
при строительстве Угличского водохранилища.
Эта колокольня - все, что
осталось от некогда знаменитого Свято-Троицкого Макарьевского монастыря,
основанного в первой половине XV в. А оставлена она была... в качестве вышки
для парашютистов.
В «Житии святого Макария»
описывается, откуда взялось название города: боярин Иван Коляга задумал убить
преподобного, но тут на семью его обрушился мор, погубивший всех ее членов.
Раскаявшись, боярин принял постриг, и пустынь стала именоваться Колязино «от
имени означенного Коляги, владетеля земель, поступивших в обитель его».
Впрочем, существуют и иные
версии. Одна из них, например, объясняет название происхождением от
угро-финского слова «кола» (рыба). Но раньше поселение называлось «Николой на
Жабне». Первое упоминание о нем относится к 1238 г. и связано с
трагическими обстоятельствами - сожжением татаро-монгольским войском. Но по
археологическим данным, первые поселения угро-финнов, а затем и
славян-кривичей здесь были еще в IV-V вв. н.э.
Троицкий мужской монастырь
имел большую славу, со всех концов Руси шли в него богомольцы, преподобный
Макарий еще при жизни считался чудотворцем, исцеляющим от недугов, а в 1547 г. он был причислен к
лику святых. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, приходил к нему за
благословлением. В «Хожении за три моря» он написал: «...Поидох вниз Волгою и
приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной... и у игумена
благословив у Макария... И с Колязина поидох на Углеч... на Кострому...».
Елена Глинская привозила к
мощам старца своего младенца Ивана, который и сам, уже став Грозным, не раз
наведывался сюда, и в один из приездов подарил братии рукописное Евангелие.
Борис Годунов посещал монастырь и вручил серебряную раку для мощей.
Здесь располагалась ставка
М.В.Скопина-Шуйского, разбившего польско-литовское войско в 1609 г. Интервенты не забыли
о своем поражении и через год разорили монастырь, изринули святые мощи из раки,
разрубили ее и увезли.
Позже Макарьевский
монастырь принимал у себя царский двор: Марию Милославскую и патриарха Никона с
полной свитой, спасавшихся от мора в Москве. С ними прибыли искусные мастера и
мастерицы, у которых местное население быстро переняло ремесло. Вскоре калязинские
кружева стали знамениты не меньше вологодских, а иконостасы, изготовленные в
артели Шушкиных, выставлялись в Европе, в частности, в Париже.
Кустари особенно успешно
занимались валяльным производством (через века В.И.Ленин в работе «Развитие
капитализма в России» назовет калязинский уезд «гнездом кустарей -
валяльщиков») .
Петр I доходил до
Калязинского монастыря с «потешным» войском. Екатерина II, побывав здесь, дала
здешним трем слободам статус уездного города. Александр II еще до вступления на
трон приезжал и едва не утонул, переправляясь на перегруженном пароме.
Неприятности постигли в
Калязине и А.Н.Островского, экипаж которого перевернулся. Великий драматург в
сердцах написал, что «трудно представить себе города более сонного и бедного,
чем Калязин». В здешних местах побывал и Александр Дюма, гостивший у камергера
Нарышкина.
Народ по этому поводу
сложил предание, что француз был без памяти влюблен в жену царедворца и,
оказавшись в России, кинулся за ней в поместье, куда красавица была отправлена
ревнивым супругом, но не застал, т.к. она на ту пору отъехала в гости к
соседям.
То, что это не согласуется
с мнением самого А.Дюма, описавшим свое путешествие в «Путевых впечатлениях в
России» («Дорога в Елпатьево»), калязинцев ничуть не смущает. Как и то, что нет
документальных свидетельств пребывания в здешних краях А.С.Пушкина. Людская
молва настаивает на том, что визит этот состоялся.
Зато доподлинно известно,
что в Калязине бывали И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин, В.А.Жуковский, Н.К.Рерих, К. Д.
Ушинский. А 7 августа 1887 г.
на здешнюю землю опустился воздушный шар с Д.И.Менделеевым на борту: ученый
наблюдал солнечное затмение, поднявшись в небо в Клину, и перелетел в
калязинский уезд. Помог ему в приземлении местный крестьянин Егор Григорьев.
Между прочим, за этот полет Д. И. Менделееву была присуждена золотая медаль
парижского общества аэронавтов, отметившего отвагу, героизм и сбор ценной
научной информации...
После революции 1917 г. Троицкий монастырь
был закрыт (1920) и в нем расположились советские ведомства, в т.ч.
краеведческий музей. Благодаря этому удалось сохранить мощи Макария-чудотворца
и культовые предметы (в настоящее время мощи находятся в Твери). Церковь
благодарна музейным работникам за это, и теперь не заявляет права на
Богоявленскую церковь (1781), куда экспозиция была переведена после затопления
территории монастыря.
Тихий городок, население
которого составляет менее 16 тыс. человек, с колокольней, устремляющейся ввысь
из водной глади. Многие любуются ее изяществом и красотой, а у меня сжимается
сердце при каждом взгляде, потому что напоминает она памятник на могиле
утопленного монастыря, некогда столь знаменитого...
Еще фотографии города Калязин можно посмотреть в разделе "Фотоальбом"