80 лет назад (1929 г.) в СССР прошли
судебные процессы над сектой скопцов
Свои общины скопцы
именовали «кораблями». В Ленинграде на скамье подсудимых сидели члены (верно ли
в данном случае употреблять это слово?) здешнего «корабля» и «корабля» из
Урицкого района, это тоже под Питером. Параллельно ОГПУ разгромило саратовский
«корабль», громкий процесс прошел и там. Дальше аресты прокатились по всей
стране. После этой кампании секта скопцов – одна из самых знаменитых в
российской истории – перестала существовать.
Процессы над скопцами
инициировал Союз воинствующих безбожников. «Борьба с религией» (всякой) была в
разгаре, предстоял накат на «сектантов» вообще: баптистов, толстовцев... Но это
народ тихий, безобидный. Зайти решили с козыря.
Скопцов и при царе преследовали,
однако сейчас... Репрессии разрушили систему «кораблей» - а это была не только
форма осуществления религиозной деятельности, но и защита в старости. Передать
свое учение новому поколению? Но родить это поколение скопцы по понятным
причинам не могли, а привлекать молодежь со стороны было опасно, да и жила
молодежь 1930-х годов совсем другими заботами. Сами «голуби» были в основном
зажиточными крестьянами, в городах - кустарями-ремесленниками, нэпманами.
Крестьян раскулачили, кустарей да нэпманов взяли к ногтю. Материальная основа
секты рухнула.
...Хотя, если вдуматься, -
не люди были, а мечта любой власти. Не пили. Не курили. Не ели мяса (проще с
прокормом). Не интересовались политикой. Демографическую ситуацию не улучшали?
Тоже не совсем так: в некоторых «кораблях» (хотя это не догма, единого
управления сектой не было, в каждой общине складывались свои правила)
кастрировались лишь после рождения трех-четырех детей - чтобы род не
пресекался. Правда, жили наособицу. И превыше всего ставили собственные диковатые
религиозные воззрения.
Случай на реке
Летом 1771 г. крестьянин деревни
Маслово Орловской губернии Трифон Емельянов решил искупнуться. На реке встретил
односельчанина Михаила Петрова - и, поскольку оба были голые, заметил, что у
Петрова с причинным местом что-то не так. Петров объяснил: он «скопился».
Сейчас чист перед Богом, не мается телесными грешными мыслями. В Маслове уже не
один такой, надо бы и Трифону к ним примкнуть. Ошеломленный Емельянов
заругался, сказал, что всех «очистившихся» выдаст. Испуганный Петров вместе с
другими «чистыми» подстроил сдачу его в рекруты.
Молодая жена Трифона,
оставшись одна, стала беспутничать. Ее призвал на разговор местный священник.
Баба пожаловалась: что ж делать нормальной женщине, если мужики в деревне...
Мало что без мужа оставили, так и сами в какую-то дурь впали! Священник дал
знать властям. Началось следствие.
Примерно так американский
историк Л. Энгельштейн в книге «Скопцы и Царство Небесное» описывает первую
встречу государства с этой сектой. Хотя, возможно, все было проще: отводя
угрозу от себя, скопцов «сдала» другая секта - хлысты. Там произошел раскол:
будущие лидеры скопцов тоже начинали с хлыстовства, но потом обвинили былых
товарищей в разврате. Сами же пришли к мысли о радикальном способе утихомирить
плоть. Среди них был будущий главный пророк скопцов, беглый крепостной
Кондратий Селиванов. Он призвал уверовавших в него «раскаленным железом отжечь
детородные своя уды» - что сам над собой и проделал.
Путь пророка
Жуть, конечно. Но ведь на
дворе - конец XVIII - начало XIX века. У тогдашнего человека - иное
мировоззрение, иную роль играла в его жизни вера. Здесь надо говорить про формы
еретичества, переплетение светской и церковной власти, отголоски социальных
потрясений вроде той же пугачевщины... Все это отдельная тема, важно вот что.
«Новая вера» зародилась в крестьянской среде, где знали, как успокаивающе
действует холощение на скотину. Пророки скопцов особым образом толковали цитаты
из Писания вроде: «Если твой правый глаз тебя вводит в грех, вырви его!»
Прокатилась эпидемия чумы - и пошли разговоры о конце света, что спасутся 144
тысячи очистившихся, с женами не живущих. Скопцовские проповедники были людьми
незаурядными: Селиванова вон кнутом били, в Нерчинск сослали - он дошел до
Иркутска и по пути основал еще десяток «кораблей».
Его дальнейшая судьба
фантастична. Единоверцы почитали Кондратия святым, твердили, что это
«спасшийся» Петр III. Селиванов пророчествовал, общался с царями (Павлом и
Александром I), сидел в сумасшедшем доме, был выпущен на поруки, жил в богатых
домах Петербурга и проповедовал, проповедовал... В 1820-м петербургский
губернатор Милорадович узнал, что под влиянием этой проповеди оскопились два
его племянника. Селиванова сослали в монастырь, где он и скончался в 1832 году.
«Агнцы» против «козлищ»
Александр I скопцов считал
скорее «заблуждающимися», а не преступниками: «они уже сами себя довольно
покарали». Но суровому Николаю I пришлось начинать с подавления декабристов, он
исходил из того, что любая смута корни имеет в разномыслии, религиозном в том
числе. А скопцы... Мало что иногда целые деревни добровольно «убелялись».
Восторженные неофиты порой действовали силой, шантажом, подпаивая и обманывая
совершенно посторонних людей. Некий отставной солдат Маслов гордился, что так
«осчастливил» 114 мужчин - и каторжный приговор счел «страданием за истину».
Скопцы нередко «убеляли» детей - сыновей, племянников, соседских мальчишек. Эти
факты - и уже потом религиозные убеждения! - им, собственно, и
инкриминировались. Что понятно: какая власть подобное стерпит!
Отныне - и далее при всех
царях - скопцов разгоняли, ссылали, сажали. Но секта не уменьшалась. В нее
приходили крестьяне и офицеры, купцы и бродяги, молодые и старые, мужчины и
женщины. И это - несмотря на полуподпольное существование, на страшный обряд
посвящения. Да чем же она брала?
Понятно - психологическая
обработка. Скопцы предлагали свой ответ на вечный вопрос об истинности веры.
«Мы» приняли муку и стали «божьими агнцами», просветленными и чистыми. А «там»
остались гнусные похотливые «козлища», безуспешно пытающиеся одолеть в себе
врожденный телесный грех. На старых снимках «голуби» всегда или в белых
рубахах, или с белым платком в руке - символ чистоты. С одутловатых лиц
презрительно смотрят на мир усталые бесстрастные глаза.
Далее - жизненные гарантии.
Секта ведь была чрезвычайно богата. На что тратить «убелившемуся» энергию и
силу? Уже - только на труд. Кому перейдет накопленное? Другим скопцам.
Зарабатывать умели. Не нарушая законов, но, используя лазейки в них, наживали
миллионные состояния, например, на махинациях с обменом мелкой монеты. При
«кораблях» существовали «общаки», деньги были жизненным поплавком - это взятки,
авторитет. «Обращаемому» предлагался выбор: станешь одним из нас - выкупим из
крепостных... из долгов... поможем начать дело... прогоришь - поддержим... в
старости «корабль» возьмет тебя под опеку...
Что-что? Говорите, все это
не повод, чтобы решиться на такое? Ну, значит, вы в «голуби» не годитесь.
Только осмотритесь по сторонам. Из тысячи ваших знакомых один при каких-то
обстоятельствах согласится? А больше и не надо.
Кроме того - обратного ходу
из секты ведь уже не было. Да, историки называют пару случаев, когда кто-то
рвал с ней, обличал былых единоверцев. Только... Уйти-то можно, а дальше?
Поддержку у своих потеряешь, но в остальном мире себя не найдешь. Что утеряно -
заново не вырастет.
Без политики
Октябрь скопцы, в общем,
приняли. Во-первых, поначалу тоже считались «жертвами царизма». Да и соратник
Ленина Владимир Бонч-Бруевич до революции был ученым-религиоведом, скопцов
изучал, со многими переписывался - на его защиту рассчитывали. При НЭПе многие
«голуби» со своей торговой сметкой и трудолюбием смогли «подняться». Но дальше
- 1929 год...
Сегодня скопцов в России
нет. По крайней мере, нет о них документированных данных у
специалистов-сектоведов - так отметил доцент Московской духовной академии Роман
Конь, с которым я консультировался. Есть разговоры о каких-то стариках,
когда-то, в незапамятном детстве, тайно «убеленных» фанатичными родственниками,
есть единичные случаи, связанные более с психиатрией, чем с религиозными
взглядами, - но и только. Скопцы сегодня - лишь исторический феномен.
И заметим, психологический.
Решаясь на жуткий обряд посвящения, «голуби» искали путь к душевному
успокоению. Но не зря они так часто упоминаются, например у Достоевского.
Убийства из-за денег, борьба честолюбий уже в своей среде, какие-то дикие
выходки, связанные с психологическим надломом, - все это тоже становилось
предметом уголовных процессов ХIX века, все это тоже история русского
скопчества. Обманутая природа мстила.
Кстати, земной век скопцов
нередко длился до 90 с лишним лет. Что ж, Кощей Бессмертный тоже жил долго и
богато. Но был ли счастлив?
«Белые голуби»
Скопцы («агнцы Божьи», «белые голуби» и
т.д.) - одна из исторических русских сект, заслуженно считающаяся изуверской.
Возникла во второй половине XVIII века. Численность в середине ХIX века - до
300 тыс. человек. Исповедовала духовный аскетизм и человеческое бесстрастие.
Чтобы победить то, что вводит человека в «грех», скопцы практиковали кастрацию
(«огненное крещение», «убеление»). Было две стадии «убеления»: «малая печать» -
отрезание яичек и «большая» - удаление еще и пениса. Существовали «печати» и для
женщин: выжигание сосков, отрезание грудей, клитора, половых губ. Самокастрации
случались редко, чаще «убеляли» новообращенного члена секты другие скопцы. Все
делалось без наркоза, с примитивной антисептикой, нередко заканчивалось
смертью. В разное время секта действовала то почти открыто, то тайно, внешне
скопцы оставались православными. Царизм боролся с сектой, но реально с ней
покончила лишь советская власть - тот случай, когда применимы слова Маркса о
победе над варварством варварскими методами.