Над гранитным парапетом
Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге вознесся на
высоту 81 метр
храм Воскресения Христова, известный больше под именем Спас-на-Крови. Здесь был
убит террористом русский император Александр II. Девятиглавый собор словно
парит над спокойной гладью воды, и от него трудно отвести взгляд, особенно
когда любуешься им со стороны Невского проспекта. Спас-на-Крови - единственный
в мире храм, где по его мозаичным картинам, исполненным известными русскими
художниками, можно изучать Ветхий Завет и Евангелие. Число мозаичных «полотен»
ошеломляет - 308! Общая площадь, которую они занимают, составляет 6560
квадратных метров (вдвое больше, чем в знаменитом соборе св. Марка в Венеции).
Кроме того, интерьер собора украшают такие редкие самоцветы, как орлец,
лазурит.
Заслуги Александра II перед
Россией и вина перед ней.
Русский император Александр
II, правивший Россией с 1855 по 1881 годы, сделал для Отечества немало. Об этом
напоминают в храме записи на двадцати темно-красных гранитных досках,
укрепленных по всему периметру цокольной части собора. В частности, в них
говорится об отмене крепостного права, о победном завершении многолетней
Кавказской войны, о присоединении к России Амурского и Уссурийского краев,
Бессарабии, о завоевании Средней Азии, изгнании турок с Балканского полуострова
и о многом другом. Однако царь продолжал цепко держаться за монархический и
бюрократический строй страны и не решился довериться ни одному из общественных
течений, им же самим вызванных к жизни. За это и поплатился. На императора
совершалось семь покушений, а восьмое, организованное подпольной группой
«Народная воля» 1 марта 1881 года, привело к гибели царя.
Задолго до этого события
гадалка сказала возлюбленной императора Екатерине Долгорукой: «Семь раз будет
приходить смерть за твоим суженым, пока не дойдет». Юродивый Федор сумел
«разглядеть» не только судьбу Александра II, но и причину его смерти. Матери
императора по рождении сына он сказал: «Славен будет и могуч, а помрет в
красных сапогах...»
Около половины третьего 1
марта 1881 года царь и в самом деле мученически скончался в своем дворце после
того, как бомба террориста Гриневицкого раздробила обе его ноги.
Красоты
Проект храма подготовил на
конкурсной основе известный архитектор А.А. Парланд, а идею его создания
подсказал зодчему архимандрит Игнатий. Храм Воскресения Христова — единственный
в Петербурге, где воплощены черты русского церковного зодчества XVI—XVII веков.
Его фасады украшают разные виды камня, изразцов, керамики, золота и эмали.
Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров!
Особенно впечатляют мозаики
«Нерукотворный лик» и «Воскресение Христово» (худ. М. Нестеров), «Христос во
славе» (худ. Н. Кошелев) и «Св. мученица Евдокия» (автор А. Парланд). Мозаичные
картины обрамляют 134 герба городов и земель России. Весьма привлекательны
венчающие собор главки. Они не кажутся большими, хотя их общая площадь
превышает тысячу квадратных метров. В солнечную погоду они выглядят так, что
кажется, будто храм опускается на землю. Белые, голубые, зеленые, золотые огни
как бы исходят из главок, напоминая о христианских символах веры — Всевышнем
Боге, Святой Троице, Святых апостолах...
Общая внутренняя площадь
помещения храма составляет 887 квадратных метров, и вся она целиком покрыта
художественным орнаментом, напоминающим яркий узорчатый ковер. Акварельный
рисунок этого пола, созданный автором проекта храма А.А. Парландом, сохранился
до наших дней и помог реставраторам в восстановлении орнамента.
Каменный ковер центральной
части храма окаймляется широким бордюром из темно-зеленого левантийского
мрамора. Внутренние стены по всему периметру на высоту 2,5 метра также
облицованы темно-зеленым камнем с прихотливо разбросанными прядями и нитями
светлых прожилок из кальцита. Итальянские зодчие обычно именуют этот материал
«зеленым калабрийским мрамором», по месту добычи в каменоломнях Калабрии. Он
обладает неким гипнотическим действием: любуясь «зеленым античным мрамором»
(есть у него и такое название), ловишь себя на мысли, что свое свидание с
камнем не хочется прерывать!
Очень эффектно выглядит и
плинтус фиолетово-красного цвета, подчеркивающий красоту мраморных полов в
боковых нефах. И этот фиолетово-красный камень пронизан светлыми кальцитовыми
жилками. По ступеням из такого камня в западной части храма можно спуститься к
месту, где было совершено убийство Александра II.
На месте, где пролилась
кровь
По воле Александра III,
сменившего убиенного императора, архитектор Парланд полностью воссоздал часть
набережной, где пролилась кровь. На площади всего около 5 квадратных метров
русские камнерезы создали изумительной красоты шатровую сень. По углам
воссозданной булыжной мостовой установлены четыре трехметровые яшмовые колонны.
Три из них пожертвовал Александр III, а четвертую камнерезы изготовили из такой
же редкой фиолетово-серой алтайской яшмы.
Только на облицовку
внутреннего свода было израсходовано более 50 килограммов
лазурита. Высота этого уникального сооружения достигала 14 метров и венчалась
крестом из 112 топазовых камней. К сожалению, большая часть самоцветного
убранства сени была утрачена в советское время, и о ее первозданной красоте
сегодня можно судить по сохранившимся яшмовым опорам и изящной балюстраде из
красно-розового орлеца. Массивные каменные пилоны, разделяющие церковный зал на
три части, облицованы до высоты 2,5 метра украинским лабрадоритом. Входящий в
состав этой породы минерал лабрадор обладает особым оптическим свойством: при
разных углах освещения на поверхности камня вспыхивают и гаснут синие и
зеленовато-синие огоньки.
Иконостас
Каменное убранство церкви
завершается ее бесценным иконостасом. Он весь выполнен из разных пород
итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, орлеца, порфира. Иконостас
изготавливался в Генуе итальянскими резчиками по камню и затем по частям
перевозился в Петербург. Здесь его собирали и устанавливали. Центральный портал
иконостаса высотой 6,5
метра и его боковые части высечены из разных мраморов.
Царские врата когда-то были
изготовлены из серебряных пластин известной ювелирной фирмой «И.П. Хлебников и
сыновья» и украшены мозаичными и эмалевыми иконами. Пространство обводов в
иконостасе заполнено восхитительной ажурной резьбой по камню в виде
переплетающихся цветочных стеблей. В боковых частях размещены иконы,
выполненные по рисункам выдающихся художников В.М. Васнецова и М.В. Нестерова.
Особенно виртуозно сделаны из цветной смальты иконы «Богоматерь с младенцем» и
«Христос на троне». Яркий, красочный орнамент иконостаса в прошлом венчали три
больших креста, набранных из десятков драгоценных камней мастерами Петергофской
гранильной фабрики. Эти бесценные кресты были утрачены в 30-е годы XX века.
Богатое самоцветное
убранство храма дополняет ансамбль мозаик. Практически все главные библейские
сюжеты отражены в 300 мозаичных картинах. В самом центре храма под куполом на
высоте 45 метров
зритель видит поясное изображение Христа. Художник Н. Харламов исполнил работу
на столь высоком уровне, что кажется, будто живой Христос парит в синем небе в
окружении серафимов.
Трагическая судьба храма
У Спаса-на-Крови
трагическая история. Вскоре после революции его закрыли обновленцы, а многие
церковные ценности были расхищены. Власти города не раз собирались взорвать
собор, но всякий раз рука Господа отводила это безумие. На протяжении
нескольких десятилетий (со дня закрытия в 1939 году и до начала реставрации в 1970
году) храм использовался то для хранения декораций, то для хранения картофеля.
В годы Великой Отечественной войны во время артиллерийского обстрела в шатер
храма влетел тяжелый фугасный снаряд 240-миллиметрового калибра, к счастью, не
взорвавшийся. Этот почти двухсоткилограммовый снаряд пролежал в пазухе купола
около двадцати лет, но в октябре 1961 года с огромным риском для жизни был
удален из храма офицером-сапером, ставшим писателем, Виктором Ивановичем
Демидовым.
Воскресенский храм
восстанавливали и реставрировали 27 лет. Эта грандиозная работа в основном
завершена и уже сегодня жители Петербурга и его гости могут любоваться его
божественной красотой.