Все славянские боги,
входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов
функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных
богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян:
Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного
огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости
и магии, Стрибог - бог ветра.
Славяне издревле отмечали смену времен года и смену
фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был
ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего
сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним
солнцестоянием и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило
почитался между весенним солнцестоянием и летним (с 21 марта
по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним
солнцестоянием и осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог
Сварог почитался между осенним солнцестоянием и и зимним (с 23
сентября по 22 декабря).
Традиция почитания славянских богов на Руси имела глубокие корни
и была очень живуча. Даже после принятия православия и Крещения
Руси, наиболее могущественные славянские божества продолжали
почитаться под видом православных святых.
Сварог
Сварог
- бог огня. Один из главных богов в славянском пантеоне.
«Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь,
жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить,
сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью
жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже
более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии с
греческим Зевсом он стал родителем для множества
богов-сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу: Перун
(?), Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.
У славян практически все небесные боги имеют в своей основе
огонь. Благодаря трудам Сварога люди научились владеть огнем,
обрабатывать металл, создали по «образу и подобию» небесных —
плуг, клещи и колесницу, и именно Сварог дал им законы и
знание. Затем он отошел от дел и передал бразды правления
сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило — тоже огненные или
солнечные.
По
свидетельству Дитмара (умер в 1018), языческие славяне чтили
Сварога более других богов; некоторые признавали его за одно
существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн.
В мифах белых народов бог молотом кует - творит мир, высекая
молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к
огню.
Культ Сварога наиболее активно использовался в языческой
практике трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе
называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев
Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого
были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде,
выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом
можно связать огненного духа Рарога.
Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и темное.
Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные
одежды. Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что
вырастили летом, поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду,
чинят обувь, делают игрушки, топят печи. И ждут рождения Хорса,
готовя наряды для колядования.
Хорс
Хорс – бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало,
искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки,
круг, кровь, красный - все эти слова родственны между собой и
обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом.
Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный
иносказательно.
Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день зимнего
солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается маленькое
ярое солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце завершало ход
старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года.
Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод,
доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как
упоминается в 'Слове о полку Игореве') растет, и солнце крепнет.
Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте
коловрат (восьмиконечную звезду) - солнце, надевали на себя
личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с
образами древних богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел -
веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь - солнце,
лебедь - Лада, утка - Рожаница (прародительница мира), петух -
символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.
На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы помогая солнышку
светить, потом начинались катания на санках, коньках, лыжах, игра
в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски,
состязания, игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый
старался получше угостить пришедших, чтоб в новом году было в
доме изобилие.
Суровая северная Русь любила молодецкие потехи. Вынужденные жить
и работать в тяжелых условиях, наши пращуры вплоть до ХХ века
слыли народом веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс -
мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых
мужей к знанию, духовному росту, самосовершенствованию, к
преодолению встречающихся в жизни трудностей и нахождению верных
решений.
Ярило
Ярило
- бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего
света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви, он
одними исследователями относится к потомкам Сварога, а другими
— к потомкам Велеса. Вполне вероятно, что в этом нет
нестыковки. Если учесть, что некогда Сварог был богиней (Велес
никогда пола не менял), то Ярило — дитя обоих родителей. В
сознании деревенских жителей даже в XIX веке Ярила
представлялся молодым красивым женихом, принимающем участие во
всевозможных праздниках весны и ищущим себе красавицу невесту.
Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он изгонял
зиму и холода. Само имя Ярила происходит от слова «ярый» —
сильный, мощный. Недаром в западных землях у него было другое
имя — Яровит.
Между тем, корень «яр» присутствует в таких чисто женских
сочетаниях: яровая корова — ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые
хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина
(овечья шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась
Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.
Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности означало
'село'), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость, - эти слова
объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после
приходи весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все
оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе
прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живит матушку – землю
талой водой. Ярило - солнце в образе молодого, полного сил жениха
скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить
детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.).
К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в
правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня
Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа
обласкана им и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех
молодых парней. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи
начинали самые важные для всего славянского рода
сельскохозяйственные работы.
Даждьбог
Даждьбог
– бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его
тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила
мироздания. От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения
желаний, здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили
серебро и золото — светлые, пылающие металлы.
Даждьбог, дать, дождь - слова
однокоренные, имеющие значение 'делиться, раздавать'. Даждьбог
посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее землю
светом и теплом. Даждьбог – это осеннее небо с облаками, дождями,
грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее равноденствие,
праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши.
Весь урожай снят, ведутся последние сборы в садах и огородах. Все
жители деревни или города выходят на природу, зажигают огонь,
вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с
песнями, играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят
на главную улицу столы, ставят на них лучшую еду и начинают общий
родовой пир. Соседи и родичи пробуют пищу, свою приготовленную
другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь - матушку.
Даждьбожьи (солнечные) внуки - так называли себя Русичи.
Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у
наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде, в
украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую
семью - род, накормить, вырастить, воспитать детей и стать
Даждьбогом. В этом - его долг, слав, правда. За каждым из нас
стоят бесчисленные предки - наши корни, и каждый должен дать
жизнь ветвям - потомкам.
Велес
Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех
Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников.
Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог. Посмертный
судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель
магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и
толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и
ищущих, учитель искусствам. Бог удачи.
Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота,
попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев, хозяин
магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему
подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал
остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его
почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.
Велес был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави.
По ведическом учениям, после смерти, людские души поднимались по
лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые
души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут
к Солнцу — обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом
на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или
низших духов.
Велес - хранитель седой старины и безмолвных костей предков.
Последняя ночь октября - день поминовения дедов (на Западе -
Хелловин). В этот день русы провожали с кострами и музыкой
волынок и дудок духов природы и умерших за год родичей под снег.
Семаргл
Семаргл – бог смерти. Семаргл, смрад, мерцание, Цербер, собака
Смаргла, смерть - эти понятия в своей сути означают потустороннее
божество - огненного волка или собаку. У древних славян это -
огненный волк с крыльями сокола, очень распространенный образ. Русы
видели Семаргла как крылатого волка, или волка с крыльями и головой
сокола, а иногда и лапы его были соколиными.
Если вспомнить мифологию, то мы увидим, что не только конь был
посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Стоит посмотреть на летописные
буквицы, рамки, древние вышивки и украшения домов, домашней утвари,
доспехов, и мы увидим что волк-сокол Семаргл встречается на них
очень часто. Для русов Семаргл был так же важен, как для китайцев -
дракон, а для кельтов - единорог. Волк и сокол стремительны,
бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника), преданны
(волк, даже будучи голодным, не сожрет сородича, как собака). Воины
часто себя отождествляли с волками (воин - вой волк).
Не стоит забывать, что волк и сокол очищают лес от слабых зверей,
излечивая природу и производя естественный отбор. Образ серого волка
и сокола часто встречаются в сказках, былинах, песнях, древних
памятниках письменности, таких, как 'Слово о полку Игореве'. В
каждом славянине живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом
в теле человека. Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек
убивает своего Семаргла, заболевает и умирает.
Перун
Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян,
Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял
землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его
творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь
созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун
— божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и
трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира
как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за
несоблюдение законов.
Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был
посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его
именем произносились торжественные клятвы, например при заключении
договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху
на Илью пророка.
Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому
летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а
усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое
мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно
отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде
Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным
оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся
предметами языческого культа.
Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц
зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и заканчивались
в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в
боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали
пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании
оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину
быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения
молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в
воины и опоясать себя оружием Рода.
У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные
войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине.
Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не
только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с
удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к
плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.
Стрибог
Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных
течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались в
более поздние времена для совершения заговоров и заклятий на тучи
или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различного рода Ветры
(имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров
была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы.
Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер.
Существует несколько трактовок самого имени Стрибога: Стрый — то
есть старый, старший бог или стръга — глагол, обозначающий
длительность в пространстве, протяженность чего-либо. Стриж,
стремительный, быстрый, шустрый, стремление, струя - все эти понятия
означают поток, скорость, распространение, растекание. Если
соединить все это в одно, перед нами - образ ветра и все, что с ним
связано. По одной из версий Стрибог посылает в мир Яви свои
ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю.
Этот бог всегда в сказках под именем Ветра выступает разрушителем
козней и самой Смерти. Суть Стрибога неоднозначна: он, как
повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь
облака, но в то же время, он насылает на землю ураганы и засуху, а
вместе с ними — смерть.
В апреле прилетит Стрибог с востока молодым теплым дневным
дуновением. Ночью же он будет дышать холодной сыростью. Летом
Стрибог задует с полудня (юга), днем обжигая жаром, а ночью лаская
теплом. А осенью, налетев с заката (запада), как и весной, будет
днем греть, а ночью - холодить. Осенью и весной Стрибог разгоняет тучи, открывая теплое, светлое
солнце. Летом он приносит дожди в засуху, чтоб не погиб урожай,
зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой
потом замесят хлеб. Русы считали себя стрибожьими внуками. Стрибог -
это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова,
распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть
окружающее.