Мифология славян на Руси во многом, придерживалась основных
мифологических представлений древних славян (праславян) времени их
единства (до кон. 1-го тыс. н. э.). По мере расселения славян с
праславянской территории (между Вислой и Днепром) по Центральной и
Восточной Европе от Эльбы до Днепра и от южных берегов Балтийского моря
до севера Балканского полуострова происходила дифференциация мифологии
славян и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные
характеристики общеславянской мифологии.
Мифология славян
включает в себя как сложный комплекс метафизических представлений об
рождении и устройстве мира, так и информацию о древних богах играющих
немаловажную роль как в природе, так и жизнедеятельности людей. Собственно
подлинные славянские мифологические тексты не сохранились:
религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период
христианолизации славянских народов. Современное составление целостной
картины мифологических представлений славян возможно лишь на основании
реконструкция основных элементов мифологии на базе вторичных письменных
и вещественных источников. Так в частности, один из важных
источников сведений по мифологии славян — средневековые исторические
хроники написанные иноземными наблюдателями на немецком или латинском
языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён).
Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная
с Прокопия, VI в.) и географических описаниях средневековых арабских и
европейских авторов. Также, ценные сведения о мифологии славян
исследователи узнают из христианских поучений против язычества; о
«низшей» мифологии (поверьях о различных духах) — из фольклора (сказок,
обрядов, заговоров); много сведений получают благодаря археологическим
раскопкам мест языческих молений, также найденным захоронениям и кладам
женских и мужских украшений с языческой символикой. Кроме того, в деле
восстановления подлинных мифологических представлений славян помогают
сопоставления с древней религией соседних народов, а также с эпическими
сказаниями, например, русскими былинами. Верования славян Верования
славян Древней Руси испытали большое влияние как тотемизма, так и
анимизма. В верованиях древних славян взаимосвязано жили одновременно
два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами
(добрыми и злыми), также - душами предков. Иной мир воспринимался с
одной стороны, как очень далёкий и труднодостижимый (находящийся под
землёй или на небе). А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий,
часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес, болото или
горы. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество —
прародитель. В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была
охота, они верили, что их прародители — дикие животные. Славяне считали
их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого
племени было своё священное животное (тотем). Несколько племён своим
предком считали Волка и почитали его как божество. Во время зимнего
солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что
символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными
предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался
могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий
жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. Образ мира Образ
окружающего мира, согласно мифологии древних славян, содержит
трёхчастную картину. Земля (средний мир) представлялась покоящейся на
трёх головах Владыки преисподней, среди вод океана. В недрах земли, в
нижнем мире горит неугасимый огонь (пекло). Небеса (Верхний мир)
простираются над землёй несколькими сводами. На каждом ярусе небес
пребывают разные светила и воплощения стихий. Обитель высших сил в
образе мира древних славян — вечно сияющее «седьмое» небо. Согласно
представлениям славян, землю окружал Мировой океан - Киян, посреди
которого покоится «пуп земли» — священный камень Алатырь. Чаще всего
описывается, что он лежит у корней священного Мирового древа — дуба на
острове Буян, в центре всего мироздания. Мировое дерево (иногда —
Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей
мир. В ветвях древа живут Солнце, Месяц и звёзды, у его корней — Змей.
Иногда древо называют Ирий, т. е. древо блаженной страны Ир. Она лежала
на юге, где зимуют птицы и живёт Весна. В самых древних представлениях
славян о мире блаженный Ир помещался на дне моря. Именно там высшие
силы решали судьбы людей. Что касается других сторон света, то на
востоке находилась обитель богов, священная страна, а на северо-западе,
за морем — край зимы и смерти. За рекой, очерчивающей границу мира
людей (в давние времена у предков славян такими реками считались Дон и
Дунай), лежит иной мир, прародина людей и обитель душ умерших предков.
Туда лежит дорога через край зимы и смерти, которую суждено после
смерти одолеть каждому человеку. Он идёт через непроходимые горы и
бурные реки к месту последнего упокоения. И там, согласно
представлениям славян, тех, кто при жизни нарушал нравственные законы и
не исполнял должных обрядов, после смерти ждало наказание... Культ животных Хозяином
языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался
защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним
пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.
Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в
доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать
своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне
полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением:
именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель
в лесу. Истинное название этого зверя-божества было столь
священным, что не произносилось вслух и поэтому не дошло до нас.
Медведь — это прозвище зверя, означающее «медоед»; в слове «берлога»
сохранился и более древний корень — «бер», т. е. «бурый» (берлога —
логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже
намного позднее охотники всё ещё не решались произносить и слово
«медведь», а называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то
просто Мишкой. Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее
почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия,
неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня
мыслилась рогатой; её рога были символом солнечных лучей. Поэтому
оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и
прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию
рогов — «соха» — оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские
женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами,
сделанными из ткани, — кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах
служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы — Лось и
Лосёнок. Среди домашних животных славяне более других почитали
Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой
образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им
представлялось солнце. Позднее возник миф о боге Солнца, едущем по небу
на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы,
увенчанной коньком — изображением одной или двух конских голов на стыке
двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением
конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам,
считались могучим оберегом... Почитание богов и духов С
течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи,
обладающие человеческим обликом. К примеру, леший, считающийся хозяином
леса, напоминал человека. Считалось, что он может вывести из леса
заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести
человека в лесную чащу и погубить. С принятием христианства леший, как
и другие духи природы, стал восприниматься враждебно. Божествами
влаги и плодородия у славян были берегини, выливающие на поля росу из
волшебных рогов. О них говорили то как о полудевах-полуптицах,
прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв. Позднее
берегини трансформировались в русалок. По народным поверьям, в короткие
летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на
ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь
за собой на дно озера.
Источник: http://inomir.ru/ |