Цивилизованные
племена жили на территории современной
России еще до последнего великого
оледенения, начавшегося около 18
тысяч лет до нашей эры. Древние
обитатели этих и других северных
территорий вынуждены были
отступать от надвигающегося
ледника на южные земли, которые уже
тогда были достаточно плотно
заселены. Представители северных
племен расселились по берегам
Средиземного и Черного морей,
добрались до Северной Африки, Ирана,
Индокитая. 7-8 тысяч лет назад настало
очередное потепление, ледник
отступил, бывшие северяне чудесным
образом сохранили память о родине
предков и стали возвращаться на
свои исконные земли. Историки
объединили эти древнейшие племена
понятием «индоевропейцы», часть их
составляли праславяне, которые с
берегов Днепра постепенно расселились
далеко на север, запад и восток,
достигнув на севере берегов
Балтики. Раньше всех вернулись на
освободившиеся земли литовские и
финно-угорские племена, затем
праславяне стали теснить их еще
дальше на север, а еще позднее в
Восточную Европу из зауральских
степей хлынули орды монголоидов.
Следует напомнить, что все это
происходило за тысячи лет до
первого татаро-монгольского
нашествия!
С тех давних времен начались
бесконечные междоусобные войны за
передел новых территорий.
Монгольскую конницу могли остановить
только непроходимые леса и болота.
Так еще до нашей эры на территории
Восточной Европы появились первые
укрепленные поселения, спрятанные
среди болот. Древние городища. Наверняка их
были сотни, но к настоящему времени
археологи нашли и обследовали
всего несколько объектов. Почему
так мало? К сожалению, процесс
исследования культурного слоя,
скрытого в непроходимых болотах на
глубине нескольких метров, -
предприятие чрезвычайно сложное и
дорогостоящее. Остатки одного из
болотных городов обнаружены и
исследованы недалеко от города
Познань (Польша). Древнее городище
находится на острове посреди
заболоченного Бискупинского озера.
Когда-то оно было обнесено
несколькими рядами дубовых и сосновых
свай и высоким валом. На территории
города находились культовые
сооружения, деревянные жилые дома,
постройки для скота, участки
обрабатываемой земли, на которых
выращивали пшеницу, ячмень, лен, горох.
Занимались местные жители и рыбной
ловлей. На территории современной
России серьезные археологические
исследования на болотах не велись и
не ведутся - денег нет. Гораздо
дешевле и комфортнее просеивать
степной песочек где-нибудь на
берегах Волги. Тем не менее болотные
города существовали, особенно много
их появилось в период расцвета
славянского язычества,
пришедшегося на середину первого
тысячелетия нашей эры. Многие древние
городища наверняка уже стерты с
лица Земли современной цивилизацией,
но есть и такие, которые еще ждут
своих первооткрывателей под толстым
слоем заболоченной почвы. Вполне
возможно, что руины
древнеславянских храмов и дворцов
окажутся не менее величественными,
чем руины Древнего Рима.
Слова «язычник» и «варвар» в
современном языке стали почти
синонимами, но наши далекие предки
вовсе не были дикарями, вера в
существование богов и духов
определяла весь жизненный уклад.
Языческие обряды были тем более
впечатляющими, чем больше людей в
них участвовало. Именно поэтому
среди непроходимых болот
возводили хорошо укрепленные
городки с капищами и жилыми
постройками. Постоянно в них жили
только священнослужители (волхвы) и,
как бы мы сказали сегодня,
обслуживающий персонал. Зато на
время языческих праздников туда
стекались тысячи паломников, чтобы
помолиться, совершить традиционные
языческие обряды (в том числе -
обручение молодоженов) и принести
жертву богам. Вряд ли у славян были
приняты человеческие
жертвоприношения; историки
упоминают в качестве ритуальной
жертвы петуха или барана.
Количество славянских языческих
богов доходило до пятидесяти, их
пантеон был не менее впечатляющим,
чем древнегреческий. У древних
россов существовала собственная
мифология, отличная от
западноевропейской. Славянские
боги враждовали и влюблялись,
правили людьми и рожали детей. Так,
бог огня по имени Сварожич считался
сыном могущественного бога
Сварога, творца Вселенной, а
знакомые нам на слух Лада и Леля
были дочерьми богини по имени
Макошь.
В начале второго тысячелетия нашей
эры, когда началось обращение
языческой Руси в православие,
болотные городки стали убежищами
для людей, не желавших принимать
новую веру. Многие русские люди
приняли крещение (причем не всегда
по доброй воле), стали посещать
православные храмы, но в трудные
периоды жизни тайно шли просить
заступничества и исцеления у старых
богов.
Прошло
всего несколько десятилетий, и
даже эти затерянные среди болот
островки прежней веры были
уничтожены. Тем не менее археологические
раскопки на месте каждого такого
городка могли бы дать интереснейший
материал для историков и всех
россиян, желающих больше узнать о
древней истории своего народа.
|