Славянские идолы — каменные
и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом
жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних днейидолов сохранилось крайне мало. Этот факт
объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские
идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева а не камня для
изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу
дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и
божества.
Почти все известные
сохранившиеся до наших дней каменные славянские идолы были найдены на побережье
Чёрного моря и в Приднепровье. Они изображают бородатого бога с мечом у пояса,
рогом в правой руке и гривной (ожерельем) на шее. Учёные полагают, что эти
идолы были созданы в VI—V вв. до н. э. праславянами-земледельцами, которые вели
тогда обширную торговлю хлебом с греческими городами.
Разумеется, невозможно точно назвать имена
богов, которых изображали эти идолы, но можно почти наверняка утверждать, что
один из них, был земледельческий бог урожая и изобилия (рог символизирует
обилие и благополучие), богатства и власти (гривны на шее носили вожди племён),
наконец, это — бог-воин, возможно, бог грозы.
Итак, праславянские боги совмещали в себе
черты, со временем развившиеся в образах Дажьбога, Ярилы и Перуна. Издревле
местом общенародных молений с использованием идолов были горы с безлесной
вершиной. Главное святилище Древней Руси находилось на Лысой Горе близь Киева.
Археологические раскопки дают
представление о том, как выглядело древнерусское святилище на холме. На вершине
холма находилось капище — место, где стоял капь — идол. Вокруг капища шёл
земляной вал, на вершине которого горели крады — священные костры. Второй вал
был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название
требище — там «потребляли», т. е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах
люди становились как бы сотрапезниками богов. Пир по усопшему мог проходить и
под открытым небом, и в особых специально возводимых зданиях, стоящих на том же
требище, — хоромах (храмах), первоначально предназначенных исключительно для
ритуальных пиров.
Археологические данные об Идолах
ограничены: во-первых, большая часть языческих святилищ была разрушена при
христианизации славян, деревянные статуи погибли, во-вторых, находки Идолов,
прежде всего монументальной каменной скульптуры, как правило, случайны, их
датировка и принадлежность тому или иному народу спорны.
Один из самых известных каменных идолов был
обнаружен в реке Збруч (левый приток Днестра) в 1848г., и датируется X - XI вв.
Предположительное место его первоначального расположения — на
городище-«святилище» Богит (У г. Гусятин, Тернопольская обл.). Тем более, что
большая часть находок на мысу, где располагалось святилище, интерпретируется
археологами как остатки человеческих жертвоприношений идолам.
Четырехгранный столб из серого известняка,
высотой 2,67 м,
увенчан изображением четырехликого и четырехтелого «божества» под одной шапкой,
придающей Идолу в целом фаллическую форму. На одной стороне женский персонаж (с
подчеркнутой грудью) держит в руке кольцо (браслет), на другой — питьевой рог,
на третьей — мужской персонаж с саблей у пояса (оружие, не характерное для
древних славян) и изображение коня, на четвертой — антропоморфный персонаж,
лишенный специальных атрибутов. Средний фриз изображает хоровод из двух женских
и двух мужских фигур, держащихся за руки; нижний фриз несет изображения трех
фигур, поддерживающих руками верхние ярусы; свободная от изображений сторона
нижнего фриза интерпретируется как часть, к которой примыкал жертвенник.
Аналогии Збручскому идолу известны в малой
скульптуре почти всех славянских регионов: четырехгранный деревянный стержень с
четырьмя ликами (конец IX в.) был также обнаружен в Волине (Поморье, Польша),
роговое острие, увенчанное четырьмя головками, — в Преславе (Болгария) и др.
Характерный признак высших богов языческого
пантеона — многоглавость – позволяет сопоставить Збручский идол и его аналоги с
балтийско-славянским четырехглавым Свентовитом; фаллическая форма характерна
для Идолов — воплощений связи между землей и небом; четыре лика связаны с
четырьмя сторонами света, три фриза Збручского идола — с членением вселенной на
небо, землю и преисподнюю.
Можно говорить о том, что Збручский идол
способен охарактеризовать весь славянский пантеон: четыре божества верхнего
фриза включают мужские, женские персонажи (ср. Перуна и Мокошь, окаймляющих
список богов Владимирова пантеона, специальную связь Мокоши с влагой и питьевой
рог в руке женской ипостаси); один из персонажей — конник с саблей: ср.
предположения о «степном» — иранском происхождении Хорса и Семаргла, включенных
в пантеон Владимира. Соответственно хоровод среднего фриза относится к земному
миру, внизу изображены хтонические существа преисподней.
Другая серия изображений, сопоставляемых с
богами, — трехголовые Идолы : каменная скульптура из Вакан (Хорватия, датировка
неясна), сохранившая два лика (третий сколот), сходная скульптура из Глейберга
(Дания, датировка не ясна), круглый деревянный стержень с тремя бородатыми
ликами, увенчанный фаллической шапкой, — в Свендборге (Дания, X в., — датские
находки приписываются балтийским славянам) и ряд других предметов мелкой
пластики с мотивом треглавого существа (Балтийский регион, Поморье) увязываются
с культом Триглава.
Находки монументальной деревянной (дуб)
скульптуры на поселении XI-XII вв. Фишеринзель (оз. Толленсе, Ной-Бранденбург,
Германия) отчасти могут характеризовать западнославянский (лужицкий) пантеон:
двуглавое божество (высота 1,78
м) с изображением глаз (?) на груди соотносится с
близнечными персонажами славянского фольклора, представлениями о сдвоенности и
т.п. (ср с Близнецы, Глаза); другая скульптура (1,57 м) — женская, без
характерных символических атрибутов. Антропоморфные конструкции использовались
по сооружении открытого раскопками святилища в Грос Радене (IX в., Мекленбург,
Германия), в частности в качестве двух главных опор кровли.
Далеки от ясности функции малой
антропоморфной скульптуры: помимо многоглавых изображений, известны деревянные
жезлы с навершиями в виде мужских голов (раскопки в Новгороде, X-XIV вв.),
соотносимые иногда с домовыми (без достаточных оснований) или включаемые в
более широкую категорию культовых жезлов.
В период христианизации государственные и
церковные власти в первую очередь уничтожили Идолов и святилища. Уничтожение
принимало форму поругания ложных (бесовских) святынь: ср. низвержение Перуна и
др. кумиров в Киеве (988 г.),
волочение его Идола, привязанного к хвосту коня, с холма, причем 12 мужей били
его «жезлами»; сброшенного в Днепр Перуна провожали до порогов — за пределы
Русской земли («Повесть временных лет»). Сходным образом был срублен и сброшен
в Волхов Идол Перуна в Новгороде: ср. обычай «пускать по воде» и ритуальное
уничтожение обрядовых чучел типа Костромы и т.п. Славянскому Идолу Свентовита
по приказу датского короля набросили веревку на шею, протащили посреди войска
на глазах славян и, разломав на куски, бросили в огонь.