Пришло время Великого поста.
В этом году он проводится с 7 марта по 23 апреля.
Как проживали этот
важнейший период религиозной жизни наши предки? О чем думали, что чувствовали,
о чем скорбели, чему радовались, как питались?
Для многих из нас понимание
Великого поста, прежде всего, связано с традициями питания в этот особый
период. Кто-то считает, что в это время надо голодать, кто-то – что пора
садиться на диету.
Но смысл Великого поста –
очищение своего духа, приведение в порядок своей духовной жизни, помыслов, уход
от суеты в переживания духовного подвига Христа.
У верующего человека
Великий пост вызывает особое душевное состояние, особое настроение. Если бы их
спросили, что они чувствуют в это время, они, наверно, сказали бы о том, что
душу свою готовят к светлому дню Пасхи, ведь Великий пост начинается за семь
недель до праздника Пасхи и заканчивается Субботой Страстной седмицы.
Подготавливая себя (свой
дух и свое тело) к светлому дню Воскрешения Христа, наши предки точно знали,
что во время Великого поста нельзя ни с кем ссориться, ругаться, надо прощать
своим ближним их ошибки и прегрешения. При этом держать себя строго. Ходить в
церковь, молиться.
Если говорить о бытовой
стороне этого периода религиозной жизни, то даже посуда, которой накрывали стол
в эти дни, была особой, специально предназначенной именно для Великого поста. В
другие дни ею не пользовались.
Первым днем Великого поста
является Чистый понедельник. В этот день все хозяйки убирали свой дом, мыли,
чистили, закупали «постные» продукты.
В дореволюционное время в
России весь ассортимент продуктов на рынках в это время был «постным». Грехом
было выложить на прилавок скоромную пищу.
Люди в те времена жили
особыми религиозными циклами. Сегодня мы утратили эту культуру.
Что же входило в «постное
меню» того времени? Соблюдение Великого поста для обычных людей не означило
«голодания». Только великие сподвижники Церкви могли подвизаться на такие
подвиги.
«Постные рынки» были
многоголосы и многолюдны. Предлагалась масса продуктов для «постного» стола:
сухие и соленые грибы, горох, редька, кислая капуста, баранки всех видов,
ягоды: клюква, морошка, черника, соленые огурцы, морковь, лук, репа, свекла,
всевозможные соленья, даже соленые арбузы.
Из ягод хозяйки готовили
компоты, кисели, с ягодами же пеклись пироги и пирожки, из картофеля делались
картофельные котлеты, например, с сушеным черносливом.
Казалось бы, простые,
повседневные продукты обретали во время Великого поста особый спасительный
смысл. Изобилие «постного рынка», казалось, не знало предела: покупателям
предлагались разные виды хлеба (маковый хлеб, сайки, бублики), не обходилось и
без лакомств – засахаренного миндаля, рябиновой пастилы.
На Благовещенье, если
только оно не приходилось на Страстную неделю, и в Веpбное воскресенье на
«постном столе» разрешалась рыба. Например, на Благовещенье пеклись кулебяки с
осетриной, семгой. Также «благовещенская» кулебяка могла быть и с грибами, и с
печенкой налима, с икрой судака под рисом. В Лазареву субботу (перед Вербным)
можно было есть икру, но не рыбу.
Хозяйки того времени знали
массу рецептов традиционной в Великий пост еды.
Важным продуктом были
различные крупы. Фавориткой стала гречневая крупа. Из гречневой муки пекли
постные блины с луком, гречку могли просто поджарить особым образом с луком и
это тоже оказывалось наивкуснейшим блюдом.
Кроме киселей и компотов,
русские православные любили попить кваску. И «постный рынок» им также давал такую
возможность. Предлагались разные сорта кваса – квас хлебный, квас кислощейный,
квас солодовый, квас бражный, квас с имбирем...
Также большим спросом
пользовался мед: малиновый, липовый, гречишный. Продавалось варенье,
разноцветный великопостный сахар, масляная халва, пряники.
Масло, на котором все
готовилось (кроме первой и последней недели поста), тоже было разных сортов:
подсолнечное, маковое, горчичное, ореховое.
Как мы видим, «постный
рынок» мог удовлетворить любые запросы на любой вкус.
Однако это было не главное.
Сама по себе «постная еда» была дополнением к частому во время Поста пребыванию
верующих в церкви, к стоянию на службах. Как постоянная молитва о прощении,
обращенная к Богу. В дни Великого Поста нужно было скорбеть духом и просить у
Бога очищения.
Страстная неделя – самое
эмоционально напряженное по переживаниям верующих время Великого поста.
В Великую Субботу начинали
святить куличи и пасхи, в домах всё было убрано до блеска, в церквях на образах
лежали венки из розочек.
И вот, когда душа верующих
уже совсем истомилась от ожидания небесного света и воскрешения Христа,
наступала Пасха!
Главными атрибутами Пасхи
стали раскрашенные яички и пасхальные куличи. В дореволюционной России на Пасху
выпекались еще «греческие бабы», позволялись домашние фейерверки, а яйца могли
быть сахарные.
Но главным при этом было
всеобщее ликование «Христос воскрес!» и приходившая на смену внутренним
сопереживаниям мучениям Христа великая радость освобождения и особое восприятие
света, льющегося с небес.
|