Повторяя строки классика,
перед глазами встает образ нечесаного и бородатого мужика в зипуне...
Справедлив ли миф о традиционной русской неопрятности? Существует мнение, что
на Руси люди ходили в грязной, нестираной одежде, а привычка мыться пришла к
нам из так называемой цивилизованной Европы. Много ли в этом утверждении
правды? Так ли все было на самом деле?
Бани в России были известны
в самой глубокой древности. Летописец Нестор относит их к первому веку по Р.X.,
когда Святой апостол Андрей путешествовал по Днепру, проповедуя Евангельское
слово, и дошел значительно севернее его, «туда, где теперь Новгород», где он
увидел чудо – парившихся в бане. В ней, по его описанию, все превращались по
цвету в сваренных раков. «Накалив печь в деревянных банях, – говорит Нестор, –
входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами
себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись
холодной водой, оживали. Так делали еженедельно, и притом, – заключает Нестор,
– никем не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение».
Такие же свидетельства
можно найти и у Геродота. Он отмечал, что жители древнерусских степей всегда
имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где
раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в
жарких парах омывали свои телеса.
Личная гигиена населения в
средневековой Европе практически не существовала, так как телу и заботам о нем
по религиозным причинам не уделялось никакого внимания. В XI веке папа Климент
III издал указ, в силу которого было запрещено по воскресеньям купаться и даже
мыть лицо. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной
бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу
невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы
никому не навредить. Появление ребенка на свет у древних славян сопровождалось
мытьем и даже парением в бане. При этом приговаривалось: «Благослови, Господи,
пар да веник».
В русских сказках часто
встречается сюжет с исцелением героя живой и мертвой водой. Илья Муромец,
тридцать лет пролежавший без движения, набрался от нее силы и одолел зло –
Соловья-разбойника. В странах же Западной Европы в то время бань не было, так
как церковь, посчитав древнеримские термы источником разврата, запретила их. И
вообще, рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и
служения церкви.
В хронике 966 года
говорится, что в уставе новгородского и киевского князя Владимира Красное
Солнышко бани именовались заведениями для немогущих. Возможно, это были первые
на Руси своеобразные лечебницы... В древности все любили бани, за что однажды и
поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив
город Галич в 1211 году, захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа
Игоревича.
Вот свидетельство арабского
путешественника и ученого Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании на
Древней Руси бань: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева...
В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно
для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный
очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой
приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что этот
народ не знает ни чесотки, ни язв.
В «цивилизованной» Европе и
не знали о существовании такого удобного способа поддерживать гигиену, пока в
13 веке крестоносцы не привезли из Святой Земли заморскую забаву – восточные
бани. Однако уже ко времени Реформации бани вновь искоренили, как источник
разврата. Мало кому известно, как уличили Лжедмитрия в том, что он не русский,
а стало быть, самозванец? Очень просто – он не ходил в баню. А так в то время
мог поступать только европеец... Уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в
Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России: «Русские считают
невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не выпив затем за одним столом».
Кто был прав, показала в
XIV веке страшная эпидемия чумы «Черная смерть», которая уничтожила почти
половину населения Европы. Хотя чума пришла с Востока, в частности из Индии,
она обошла Россию стороной. Венецианский путешественник Марко Поло приводит
такие факты: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли
драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна,
или ее не было вовсе». Известный исследователь Леонид Васильевич Милов пишет в
своей книге «Великорусский пахарь»: «Старательная крестьянская женка детей
своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них
переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала».
Для всей семьи обязательна была еженедельная баня. Недаром в народе говорилось:
«Баня парит, баня правит. Баня все поправит».
Реформатор Петр Великий
поощрял строительство бань: за их постройку не взимались пошлины. «Эликсиры
хорошо, а баня лучше», – говорил он. Многие века баня в России была почти при
каждом дворе. Известный французский писатель Теофиль Готье в своей книге
«Путешествие по России» отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист
телом». В то же время в так называемой передовой и опрятной Европе даже
коронованные особы не стеснялись своего пренебрежения мытьем. Королева Изабелла
Кастильская (правившая в Испании во второй половине 15 века) признавалась, что
за всю свою жизнь мылась всего два раза – при рождении и перед свадьбой.
Сохранились сведения, что
жители Рейтлингена убеждали императора Фридриха III не приезжать к ним в гости.
Император не послушался и чуть не утонул в грязи вместе с лошадью. Это было в
15 веке, а причиной сей неприятности стало то, что отходы и все помои жители
выкидывали из окон прямо на головы прохожим, а улицы практически не убирались.
Вот описание русским
историком жителей европейского города XVIII века: «Моются редко. В сущности, и
мыться негде. Общественных бань нет и в помине. Великолепным инкубатором для
блох являются высокие прически дам и кавалеров. Мыла они не знали, вследствие
всего этого были изобретены духи, чтобы забивать неприятные запахи от тел и
одежды».
Пока Россия регулярно
мылась, «немытая» Европа изобретала всё более сильные духи, о чем рассказывает
знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер». Дамы при дворе Людовика-Солнце
(современника Петра Великого) непрерывно чесались. Изящные блохоловки и чесалки
из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях. В эдикте
французского короля Людовика XIV говорилось, что при посещении двора следует не
жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежды. Нет
худа без добра, в Европе появились духи, которые уже сейчас служат не по
прямому назначению – отгонять клопов и забивать неприятный запах.
В записках немецкого
путешественника Айрамана, который пешком прошел от Кенигсберга до Нарвы и от
Нарвы до Москвы, говорится: «О банях московитов или их привычках мыться я хочу
вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не
найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом
высшее свое удовольствие».
Немецкий врач Цвирлейн в
1788 году писал в своей книге «Врач для любителей красоты или легкое средство
сделаться пригожим и быть здоровому всем телом»: «Кто чаще станет обмывать
водой лицо, голову, шею и грудь, тот не будет иметь флюсу, опухоли, а также
зубной и ушной боли, насморку и чахотки. В России совсем не знают сих болезней,
потому что россияне с самого рождения начинают привыкать омываться водой». Надо
заметить, что книги в то время могли позволить себе только богатые люди, что же
творилось в среде бедняков, которых некому было научить мыться!
Русские бани стали
распространяться во всем мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия
состояла из солдат разных стран, таким образом, отогревавшиеся во время морозов
в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская
баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге.
В книге «Верные, удобные и
дешевые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в
Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому,
во избежание укусов надо натираться духами. От запаха натертого тела духами
бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они
отвращение свое к запахам и возвращаются сосать тело с большим еще ожесточением
нежели прежде». Эта книга пользовалась большой популярностью в Европе, Россия
же не сталкивалась с подобной проблемой, так как постоянно ходила в баню.
В конце XVIII века
португальский врач Антонио Нуньес Риберо Саншес издал в Европе книгу
«Уважительные сочинения о русских банях», где пишет: «Искреннее желание мое
простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими
издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков,
как для сохранения здоровья так и для излечения многих болезней».
Многие европейцы отмечали
пристрастие русских париться в бане. «Русский крестьянин, – отмечалось в
энциклопедическом словаре «Большой Брокгауз», издававшемся в Амстердаме и
Лейпциге, – благодаря своей излюбленной бане, значительно опередил своих
европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи».
В книге «Медико-топографические
сведения о Санкт-Петербурге», изданной в начале XIX века во многих странах
Европы, говорится: «Нет в мире народа, который бы так часто употреблял паровые
бани, как русский. Привыкши с младенчества по крайней мере один раз в неделю
быть в паровой бане, русский едва ли без нее может обойтись».
В роскошных Сандуновских
банях, отмечает исследователь жизни Москвы Гиляровский, перебывала и
грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне
блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ
о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина
видел... любил жарко париться».
Немецкий врач-гигиенист
Макс Плотен обращает внимание на то, что русская баня стала распространяться и
в Европе, особенно в Германии. «Но мы, немцы, – пишет он, – пользуясь этим
целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем,
что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».
В XIX веке Европа все же
осознала необходимость регулярной гигиены. В 1889 году в Берлине было основано
«Немецкое общество народных бань». Девиз общества был таким: «Каждому немцу –
баня каждую неделю». Правда, к началу Первой мировой войны – на всю Германию
было всего 224 бани. В отличие от Германии, в России уже в начале XVIII века, в
одной Москве было 1500 бань на частных дворах и в городских усадьбах, а так же
70 общественных.
Вот таким долгим был путь
Европы к осознанию необходимости личной гигиены. Огромную роль в прививании
европейцам любви к чистоте сыграли именно русские. А сегодня культивируется миф
о немытой, нецивилизованной России, которая и научила европейцев личной
гигиене. Как мы видим, и этот миф опровергает история нашей страны.
Александр Горянин
Список литературы:
Б.Ф. Брандт, «Борьба с
пьянством за границей и в России», Киев, 1896.
А. Б. Горянин, «Мифы о
России и дух нации», М., 2001.
И.Р. Григулевич,
«Инквизиция», М., 1985.
М.М. Громыко, «Мир русской
деревни», М., 1991.
«Домострой», М., 2001.
«Ипатьевская летопись», М.,
1998.
«История винопития»,
составитель Б. Матвеев, Спб., 1994.
В.О. Ключевский, «Курс
русской истории», М., 1914.
Л.В. Милов, «Великорусский
пахарь и особенности российского исторического прогресса», М., 1998.
Н.Я. Новомбергский,
«Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России», «История печати»,
М., 2001.
«Повесть временных лет»,
пер. Д.С. Лихачева, М., 1950.
И.Р. Прыжов, «История
кабаков на Руси», Спб., 1868.
А.В. Терещенко, «Быт
русского народа», М., 2001.
Дж. Хейнз, «Пролетарии всех
стран объединяйтесь и переставайте работать», Спб., 1993.
«Энциклопедический словарь
Русского библиографического института», Спб., 1911.