Время от времени мы слышим
слова о том, что русские не умеют работать, им чуждо ответственное отношение к
труду. Но это совсем не так. Миф о лени русского народа – один из самых
несправедливых. Русским приписывают беспробудную лень, утверждая, что это
подтверждается даже на уровне народного творчества. Намекая на Емелю из сказки
«По щучьему веленью», говорят, что даже в русских народных сказках герои,
ничего не делая, получают все мыслимые блага. При этом всем известна сказка
французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах», где кот всё делает за своего
хозяина, а тот лишь пользуется полученным. Можно вспомнить и другую сказку –
«Волшебная лампа Алладина», где все желания героя выполняет Джин. Всем людям
свойственно мечтать об исполнении желаний с помощью волшебства, но лень и
желание всё получить за чужой счёт совершенно несправедливо приписывают только
нам. Справедливости ради надо сказать, что и Емеля, и Иванушка, и Сивки-бурки,
и Иван-царевич, все сначала сделали доброе дело, пожалели и помогли слабому или
попавшему в беду и за это были вознаграждены.
Утверждая, что на западе
исторически сложился образ жизни, связанный с трудолюбием, часто приводят в
пример сочинение выдающегося западного мыслителя Макса Вебера «Протестантская
этика». В нём говорится, что западноевропейская религиозная традиция предписывает
людям жить в постоянном труде, чтобы считаться примерными христианами. Данному
документу можно противопоставить русский «Домострой», написанный ещё в начале
XVI века. В нём говорится, как жить праведно всем русским людям, и немалое
место в нём занимают наставления о трудолюбии и честной работе. В «Домострое»
говорится: «Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому
человеку. И, видя добрые дела ваши, и милосердие, и любовь сердечную ко всем, и
таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай
плодами и всякое изобилие».
При этом трудно найти
другую такую страну, где бы в столь неблагоприятных исторических и природных
условиях были созданы столь великое государство и столь великая культура. Вот
что пишет И.Солоневич в «Народной монархии»: «...Ядро русской государственности
к концу пятнадцатого столетия имело около двух миллионов населения и около 50
000 кв. километров территории. Оно было расположено в самом углу тогдашнего
мира, было изолировано от всех культурных центров, но открытое всем нашествиям
с севера (шведы), с запада (поляки), с востока и юга (татары и турки). Эти
нашествия систематически, в среднем приблизительно раз в 50 лет, сжигали на
своём пути всё, в том числе и столицу. Оно не имело никаких сырьевых ресурсов,
кроме леса и мехов, даже и хлеба своего не хватало. Оно владело истоками рек,
которые никуда не вели, не имело доступа ни к одному морю – если не считать
Белого, и по всем геополитическим предпосылкам – не имело никаких шансов
сохранить своё государственное бытие. В течение приблизительно 400 лет это
«ядро» расширило свою территорию приблизительно в четыреста раз – от 50 000 до
20 000 000 кв. километров».
Многие твердят о лени
русского народа, но никто не вспоминает о том, что наш рабочий день, независимо
от погоды, продолжается с утра и до вечера. Мало кто вспоминает о том, что,
например, в Испании люди работают только до 13 часов дня, после чего все
закрывается, и жители уходят на «сиесту», дневной отдых, который продолжается
до 4 часов вечера, ну а там и до конца рабочего дня не далеко... Этот перерыв
объясняется невозможностью работать при якобы очень жаркой погоде, но этот
дневной отдых не зависит от времени года! И это при том, что в настоящее время
практически во всех помещениях стоят кондиционеры, которые регулируют
температуру воздуха!
Русские всегда трудились, и
никто не жаловался на тяжелые условия работы, никто не уходил с поля на сиесту
во время жары, поскольку тогда урожай не был бы собран. В России народ в самое
напряжённое в работе время объединялся и старался воспринимать долгий и тяжелый
труд не как трагедию, а как нечто необходимое, и в завершении определенного
вида работ обязательно устраивал праздник.
Сенокос – очень тяжёлое
время на деревне, но русский народ принимал его как праздник, как венец всего
трудового сезона. Сколько нужно внимания, трудолюбия, заинтересованного и
добросовестного отношения, чтобы скосить бескрайние поля и превратить это
действо в праздник! Вот что пишет современник о сенокосе в Вологодской губернии:
«При благоприятных условиях, уборка сена считается одной из приятнейших
сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье после утомительного зноя.
Мужчины на покос одевали ситцевые рубахи, а женщины – ситцевые сарафаны; и то и
другое из покупной ткани красного цвета. Для обеда объединялись по несколько
семей. После обеда старики отдыхали, а молодежь отправлялась за ягодами или
заводила песни «в кружок». По окончанию сенокоса устраивали большой праздник».
Исследователь русской
деревни Щапов подчеркивает: «Находясь в деревнях в самый разгар жнитва, я во
всех неустанных хлопотах крестьян замечал полнейшую, в высшей степени
серьёзную, вседушевную озабоченность полевыми работами. Рано утром, часа в 3-4,
отец семьи, старик 70-80 лет, будит свою семейную рабочую артель. Начинается
общая рабочая суматоха. Каждый член семьи занят своим делом и так до глубокого
вечера».
В 1811 году министр
финансов Гурьев писал о широком размахе крестьянской предприимчивости: «Они
занимаются всякого рода торгами во всем государстве, вступают под именем и по
кредиту купцов или по доверенности дворян в частные и казенные подряды,
поставки и откупа, содержат трактиры, заводы и фабрики, имеют речные суда и
производят рукоделия и ремесла наемными людьми». В 1812 году крестьянам официально
было разрешено вести самостоятельную крупную и мелкую торговлю различными
товарами.
Вот как характеризовал
крестьян Пошехонского уезда священник Архангельский: «Здешний народ весьма
деятелен и трудолюбив, так что без какого-нибудь дела не может пробыть даже в
воскресные дни. Поэтому после каждого праздника он очень скучает о том, что
несколько дней сряду был в праздности и бездействии».
Крестьяне резко осуждали
лень, неумелое и недобросовестное отношение к труду. Вот что писал в 1852 году
житель Пермской губернии Андрей Третьяков: «Похвальная черта в характере
жителей – общественность и соревнование к своевременному отправлению полевых
работ. Господствующие добродетели суть: трудолюбие и воздержание от хмельных
напитков. Гласно и колко смеются все над тем, кто по своей лености затянул пар,
то есть в надлежащее время не вспахал, или кто зимой порой не успел окончить
молотьбу до талицы».
На Руси даже детей с
малолетства учили трудолюбию. В давние времена мальчиков начинали обучать
простейшим сельским работам с 9 лет, а до этого времени дети играли в игры,
имитирующие домашние и полевые работы взрослых. Девочек обучали рукоделию,
сложной и кропотливой работе. Духовной основой трудолюбия служило прочно
укоренившееся в крестьянской среде христианское представление о том, что труд
благословлен Богом. В повседневности оно проявлялось в пожеланиях, которые
адресовали работавшему: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!» Подойдя к сеющему в
поле зерно, говорили: «Здорово! Зароди Бог на всякие души!» В ответ раздавалось:
«Спасибо! Дай Бог!»
Русские всегда были
энергичными исследователями и путешественниками. Походом Ермака в конце 16
столетия началась великая эпопея исследования и покорения северной Азии. При
царе Борисе Годунове на севере Сибири возникает крупный торговый пункт
Мангазея, центр пушной торговли русских с сибирскими племенами. А ведь
изначально колонизация Сибири русскими была очень трудна. Непривычные
погодно-климатические условия вынуждали переселенцев много трудиться и
перенимать опыт жизни в Сибири у местного населения.
Лев Николаевич Толстой,
критикуя в 1870 году «Историю» С.М.Соловьева, написал следующее: «Читая о том,
как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом речь в «Истории»,
невольно приходишь к вопросу:... Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в
которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил чёрных лисиц и соболей, которыми
дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков,
баранов, кто строил дома, дворы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и
рожал этих людей единого корня?»
В конце 90-х годов 20 века
в Лондоне вышла книга Джима Хейнза, названная «Пролетарии всех стран
соединяйтесь и перестаньте работать». За эту книгу автор получил премию «За
лучшие идеи и проекты года». А суть ее состоит в том, что автор предлагает
всем, кто не хочет работать, перестать работать, так как общество и так не даст
умереть с голода.
Вот слова Бакмистера
Фуллера, одного из представителей западного общества: «Современная молодежь
совершенно права, утверждая, что необходимость зарабатывать на жизнь –
абсолютная чепуха. Мы постоянно придумываем всё новые места приложения труда
из-за этой вздорной идеи, что каждый должен исполнять какую-то нудную и тяжёлую
работу потому, что по мальтузианско-дарвинистской теории он должен оправдать
право на существование».
В США и многих других
странах Запада широко распространены сети закусочных, а также большим спросом в
магазинах пользуются полуфабрикаты, которые остаётся только подогреть. Это
является свидетельством того, что многие просто ленятся приготовить хороший обед
или ужин, предпочитая вкусной и полезной еде быстрые и, не требующие никаких
усилий в приготовлении полуфабрикаты и, тем более, закусочные.
Есть много примеров
русского трудолюбия и упорства в работе, особенно в период невзгод. До сих пор
в нашей памяти жив трудовой подвиг русского народа в годы Великой Отечественной
Войны. Факты говорят о том, что разговоры о русской лени не имеют основания и
нужны лишь тем, кто не заинтересован в возрождении России. Этот миф, порочащий
нацию, опровергает вся многовековая история страны.