Во времена А.С. Пушкина театральный зал освещали множеством свечей.
Ими «заправляли» трехсвечные жирандоли и массивную люстру, которую
поднимали для этого в специальное помещение над потолком с помощью
подъемной машины. Затем люстру осторожно опускали на прежнее место. Во
время представления свет не гасили. Щеголи наводили лорнеты на ложи
незнакомых дам. В неверном, колеблющемся свете свечей бриллианты
красавиц казались крупнее, а лица – моложе.
Директор театров Шаховской первым стал погружать зрительный зал в
темноту, считая что так сцена выглядит более эффектно. Но оказалось, что
не все зрители довольны – они прежде всего хотели видеть других и себя
показать во всем великолепии парадных одежд. Поэтому часто в ложу
приносили свечу, чтобы разглядеть друг друга.
Прогресс не остановить. Масляные лампы стали успешно конкурировать со
свечами, потом появились более яркие газовые горелки. Электричеством
был освещен открытый в 1885 году театр Ф.А. Корша. В театре стало
светло, ярко. Вот только загадка, кураж, игра зрительного зала осталась
во временах А.С. Пушкина.
Источники: А. Гасилин «Эволюция театрального света», Н. Марченко «Приметы милой старины».
|