ХЛЕБ НА СТОЛ - ТАК И СТОЛ ПРЕСТОЛ.
Славянские обычаи трапезы.
В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду
годового и родового круга – будь то родины или Масленица, поминки или
Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда,
символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное
количество яств и участников.
Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из
путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым
делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — «заземлиться» частичкой
родного дома? Пища – то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с
веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой
вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду
или питье – верный способ исцелить или навредить человеку, совместная
трапеза – древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт).
Такая неотъемлемая часть трапезы как СТОЛ –
занимает в традиционной картине мира весьма видное место. В
крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко
задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При
новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего
молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол (полочка с
иконами и семейными святынями, позже – с фотографиями предков) упомянут
не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является продолжением
мира Божественного в мире людском. «В доме стол – Божий престол», «Стол –
ладонь Бога» — гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что
оказывается на столе – предлагается Богу, освящается Им и уже потом
разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением
объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за
столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать
грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с
едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. (На столе лежит
только покойник – готовящийся отправиться в горний мир.)
Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе – по
русскому «фен-шую» не годится. До сих пор бытует примета: допитые
бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью
привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и
др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное
время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» — завернутый в полотенце
хлеб и солонку.
Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под
святыми) – конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию
возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол
занимает лавку у стены, женщины – приставную. Если народу много, то
сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до
детей,
то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь
областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду
сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях
ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда
смогут соблюдать за столом чинное поведение,
принятое у взрослых.
Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает
Обход.
Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб,
держащий все три Мира, — приобщиться к их силе и закрепить новое
состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола – один из ключевых
элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном
венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект:
дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). На крестинах повитуха или божатка
(крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к
семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную
скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или
дежи – по солнцу, т.е. по часовой стрелке.
Повседневная трапеза
– не менее сильное средство магического
единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый
день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и
безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в
вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за
столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения
старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги
включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается
трапеза?
Если ответы на эти вопросы вас радуют – значит, всё благополучно.
Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в
современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки
складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в
семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов,
основанных на традиционных нормах поведения за столом:
• Отец семейства сидитво главе (торце)
стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько
архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка
поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы
семьи.
• Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены.
Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
• В традиционном укладе немыслима еда без
молитвы. Думаю, в этом
месте статьи многие внутренне сжались: «вот, сейчас нам будут навязывать
патриархальное благочестие». Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен
именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает
факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию.
А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно
представить, что «услышал» ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О
чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в
скотобойне, где зарезали эту свининку?.. Все эти голоса вы можете
нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет
неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда
радует и питает не только тело, но и душу, гармонизирует энергетику.
Также добрый наговор снижает риск от противоприродных добавок, таких как
химические усилители и ГМО.
Делюсь с вами своей короткой молитвой: Будь сия страва
Чиста и здрава,
От Богов да Земли даждена.
Хлеб да соль!
Ответ домочадцев: — Жива хлеба ести!
Молитву
можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из
супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова
вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи,
в наших же условиях это бывает и женщина – нашему полу вообще больше
свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.
Хотя бы один прием пищи совершайте вместе всей семьей. Особенно
это выполнимо в выходные. Меня до сих пор греет вспоминание о неспешных
воскресных утрах детства, с солнцем, смехом и сырниками. Подарите своей
семье такие воспоминания!
Постарайтесь воздержаться от телевизора! За столом образуется круг из
членов семьи, это та редкая пора, когда мы в одной комнате и за одним
занятием. Какая передача может быть важней единения с близкими?
Приучайте ребенка
за столом, как и в других сферах жизни, уважать
старших, уступать и делиться, вместо того, чтобы считать себя центром
вселенной. В будущем вы пожнете добрые плоды такого подхода.
Раньше трапезу
заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с
добрым словом благодарности. «Ломать стол» — вставать вразнобой –
считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не
покушают старшие. При современном ритме жизни это едва ли выполнимо.
Однако такой завершающий жест как благодарение хозяйки и легкий поклон
всем участникам – придаст трапезе цельность и эмоциональную
законченность.
Пищевые отходы, особенно хлеб, муку и семена – желательно возвращать в
природный круговорот. Это символический залог возобновления достатка,
плодородия в нашем доме и на нашей Родной земле.
(Вересень 2010)
Приведенные иллюстрации:
1 - "Русская трапеза (крестьяне за столом)". Рисунок 2-й пол. ХIХ века
2 - "Семейный обед". Роспись на крышке хлебницы. Архангельская обл., сер. XIX века
3 - Семья поволжской народности Мокша, 1920-е гг. Из фондов Мордовского краеведческого музея
4 - Обряд на Коляду, призывающий изобилие в наступающем году: все яства
собираются на столе горой и хозяин избы прячется за ними. Архив общины
"Славия", 2004
5 - Обрядовый каравай с добавлением желудевой муки, архив общины "Родолюбие"
Статья, опубликованная в
журнале "Домашний Ребенок",
N10 (2010)
Текст и фото - http://andrei-stoliar.ru/
|